• БОГОСЛУЖЕНИЕ ВОСПОМИНАНИЯ СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ С ЧТЕНИЕМ ДВЕНАДЦАТИ ЕВАНГЕЛИЙ СОВЕРШЕНО В ХРАМЕ СВЯТИТЕЛЯ СПИРИДОНА ТРИМИФУНТСКОГО

БОГОСЛУЖЕНИЕ ВОСПОМИНАНИЯ СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ С ЧТЕНИЕМ ДВЕНАДЦАТИ ЕВАНГЕЛИЙ СОВЕРШЕНО В ХРАМЕ СВЯТИТЕЛЯ СПИРИДОНА ТРИМИФУНТСКОГО

13 апреля 2017 года утреню Великой Пятницы, называемую богослужением «двенадцати Страстных Евангелий», в храме святителя Спиридона Тримифунтского совершил настоятель иерей Константин Морозов.

На средине храма для поклонения верующих на аналое были положены иконы Спасителя в терновом венце и Страстной образ Божией Матери.

Воспоминание Честных и Спасительных страданий Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа – самый скорбный день богослужебного года. Чтением двенадцати «Страстных Евангелий», повествующих о предательском аресте, истязаниях и распятии Христа, песнопениями, исполненными благоговейной скорби и сострадания, Святая Церковь напоминает нам о том беспримерном, нечеловеческом подвиге, подъятом Богочеловеком Иисусом нашего ради спасения.

Утреня Великой Пятницы содержит в себе благовестие о страданиях и смерти Спасителя, выбранное из всех евангелистов и разделенное на двенадцать чтений – по числу часов ночи. Такое разделение указывает на то, что в прежние века верующие всю ночь проводили в слушании евангельских зачал, подобно апостолам, сопровождавшим Господа в сад Гефсиманский. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове богослужения.

Святая Церковь раскрывает перед верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию Креста Христова и делает нас трепетными зрителями мучений Спасителя.

Прочитанные сегодня Страстные Евангелия возводят верующих к событиям последних дней земной жизни Спасителя:

  1. Ин. 13:31-18:1 – Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его первосвященническая молитва за них.
  2. Ин. 18:1-28. – Взятие Спасителя в саду Гефсиманском и страдания Его у первосвященника Анны.
  3. Мф. 26:57-75. – Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра.
  4. Ин. 18:28-40, 19:1-16. – Страдания Господа на суде у Пилата.
  5. Мф. 27:3-32. – Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение Его на распятие.
  6. Мк. 15:16-32. – Ведение Господа на Голгофу и Его крестные страдания.
  7. Мф. 27:34-54. – Продолжение повествования о крестных страданиях Господа, чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть.
  8. Лк. 23:32-49. – Молитва Спасителя на Кресте за врагов и раскаяние благоразумного разбойника.
  9. Ин. 19:25-37. – Слова Спасителя с Креста к Богородице и апостолу Иоанну и повторение сказания о Его смерти и прободении.
  10. Мк. 15:43-47. – Снятие тела Господа с Креста.
  11. Ин. 19:38-42. – Участие Никодима и Иосифа в погребении Спасителя.
  12. Мф. 27:62-66. – Приставление стражи к гробу Спасителя и запечатание гроба.

Чтение Страстных Евангелий имеет некоторые особенности: оно предваряется и сопровождается соответствующим их содержанию пением. Перед чтением каждого евангельского отрывка поется припев: «Слава страстем Твоим, Господи!», а по окончании – «Слава долготерпению Твоему, Господи!» По благочестивой традиции, верующие слушают двенадцать Страстных Евангелий с зажженными свечами в руках. После окончания богослужения некоторые люди сохраняют эти свечи для того, чтобы в скорбную и сложную жизненную минуту возжечь ее пред святыми иконами, чтобы напомнить себе о тех страшных, невыносимых страданиях Богочеловека, перед которыми бледнеют и кажутся такими незначительными все наши трудности и лишения…

В промежутках между Евангелиями поются 15 антифонов, которые выражают скорбь и праведное негодование по поводу предательства Иуды, беззакония иудейских начальников и духовной слепоты толпы.

«Какая причина сделала тебя, Иуда, предателем Спасителя? От лика ли апостольского Он тебя отлучил? Или дара исцелений тебя лишил? Или совершая Вечерю с остальными, тебя к трапезе не допустил? Или других ноги умыл, а твои презрел? О, скольких благ ты, неблагодарный, удостоился».

И далее, как бы от лица Господа, следует обращение к иудеям: «Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел вас? Слепцам вашим открыл зрение, прокаженных очистил, человека на одре восставил. Люди мои, что Я сотворил вам и что вы Мне воздали: за манну – желчь, за воду [в пустыне] – уксус, вместо любви ко Мне ко кресту пригвоздили Меня; не буду терпеть вас более, призову Мои народы, и они Меня прославят со Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную».

Во время пения 15-го антифона, исполняемого с особой скорбью и трепетом, «Днесь висит на древе, иже на водах землю повесивший…» .

После шестого Евангелия и пения «Блаженных» с тропарями следует трипеснец, передающий в сжатой форме последние часы пребывания Спасителя с апостолами, отречение Петра и страдания Господа.

По окончании трипеснца хор исполнил светилен Великой Пятницы «Разбойника благоразумного» Николая Успенского, который обладал удивительными музыкальными способностями. В Советском союзе он был единственным, кто изучал церковную музыку в условиях постоянного религиозного террора.

По окончании богослужения отец Константин обратился к молящимся: «Дорогие братия и сестры! Мы достигли Великой Пятницы – того дня, в который мы пытаемся выразить благодарность Богу за то, что Он сделал для нас и для всего человечества, за то, что Он, несмотря на глубочайшие наши падения, не отринул нас и за всех без исключения людей принял смерть на Кресте.

Но что мы можем принести Ему, что мы можем сделать для Того, Кто обладает небом и землею, Кто “простер небо, яко кожу”, Кто “покрывает превыспренняя своя”? Мы можем лишь ограничить себя в том, в чем мы нуждаемся, прежде всего, в пище. Именно поэтому завтрашний день является днем сугубого поста, и в первый раз мы вкусим пищу после вечерни, на которой будет совершаться изнесение Святой Плащаницы. Но не только этим мы постараемся засвидетельствовать свою любовь и благодарность нашему Господу. Для того, чтобы размышление о Его крестной смерти проникло глубоко в наше сердце, мы должны оказаться в состоянии мира, который не приходит просто так – он дается, в том числе и благодаря некоторым внешним обстоятельствам —  внешней тишине, отсутствияю шума, который нас уводит от главного. Именно поэтому уже много десятилетий в наших Духовных школах Великая Пятница стала днем молчания. Конечно же, нас сопровождают какие-то дела, мы вынуждены о чем-то просить друг друга, давать какие-то распоряжения, но даже все это мы должны совершать особо тихо, чтобы не нарушить благоговейного молчания, в который погрузился мир, когда Христос умер на Кресте за грехи всего человечества. И поэтому во время сегодняшнего вечера, ночи и завтрашнего дня мы должны стараться как можно больше молчать, “положить хранение” своим устам для того, чтобы услышать тишину, услышать голос Бога и узреть Его в своем сердце, простирающего Руки с Креста и обнимающего каждого из нас. Это ничего нам не стоит, это ведь так мало, но даже это мы постараемся принести Богу как некий дар, выражение нашей благодарности, нашего смирения перед Его крестной смертью и нашей скорби о том, что сегодня и мы являемся соучастниками богоубийства, совершившегося две тысячи лет назад. Да, именно соучаствуем, когда отходим от своего Учителя и Бога, когда погружаемся во тьму, которая чужда Ему – Величайшему Свету. Поэтому вступим в эту заповеданную Церковью тишину и постараемся не нарушать ее своею греховною волей».

Каждому православному христианину, сострадавшему и сопереживавшему Спасителю за богослужением Страстной Пятницы, следует особенно хранить от всего того, что может отвлечь его от мыслей о вспоминавшихся только что событиях. Необходимо воздержаться от ненужных разговоров, развлечений и вообще любой праздности, чтобы по-настоящему осмыслить всю глубину смысла прошедшего богослужения и стать достойными причастниками тех событий, чтобы в скором времени вместе с Победителем ада и смерти войти в Вечную радость Воскресения.

Завтра, 14 апреля 2015 года, в  храме святителя Спиридона Тримифунтского  будут совершены вынос, утреня и чин погребения плащеницы. Начало богослужения в 17:00.

14 апреля 2017

Церковный календарь:

Четверг, 25 апреля 2024 г. (12 апреля ст.ст.)
Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий)
Браковенчание не совершается.

Подписка на новости:

Мы вконтакте: