Красная горка

23 апреля 2017 года фольклорно-этнографический отдел ДДТ «Современник» и Центр духовной культуры и образования Выборгского благочиннического округа Санкт-Петербургской епархии провели старинный праздник «Красная горка» в Выборгском районе Санкт-Петербурга. Этот праздник посетило множество гостей со всего города.

Традиционно Красная горка — это первое массовое весеннее гуляние, на которое выходила вся деревня или село. Под хороводы-шествия люди шли на место гуляния, которым чаще всего была возвышенность (отсюда и название — горка) или берег реки. В первых рядах шествия шли девушки брачного возраста. Девушки надевали в этот день свои лучшие наряды, как правило, доставшиеся им от прабабушек. Семьи, в которых были молодые неженатые сыновья, имели хорошую возможность присмотреть себе будущую невестку. Придя на место гуляния, участники праздника заводили новые хороводы — орнаментальные или круговые. Постепенно хороводы переходили в танцы, на празднике начинали звучать музыкальные инструменты. В XIX веке любимым инструментом в народе стала гармонь. Кроме хороводов на Красной горке было принято качаться на качелях и устраивать игры. На качелях исполняли специальные качельные песни или частушки.

Воскресным днем 23 апреля в неделю Антипасхи все участники праздника собрались на крыльце Дома детского творчества «Современник» и под пение торжественным шествием направились на гуляние.

Все встали в общий хоровод. Было исполнено несколько хороводов Брянской, Смоленской, Ленинградской, Ростовской областей. Затем на нескольких площадках начались игры для детей, молодецкие забавы. На протяжении всего праздника молодежь завела традиционные русские танцы, а взрослые пели старинные песни.

Не обошлось и без любимого пасхального развлечения катание яиц. В некоторых областях яйца катали и на Вознесение, Троицу, Духов день и Петрово заговенье. Вот как описывали обычай катать яйца на Пасху сторожилы из деревень Русского Севера: «Как токо Паска пройдёт, в первый день ничево не делали. Катать – такие желобки были, катали яички. Парни, девки соберуцца, вот много, катали, мы друг у дружки выкатывали эти яички. А в Паску в первой день не катают, говорят: «Христа прокатаэшь». Вота. Только на второй день Паски. Катали каждо воскресенье до Всесвяты, вот поели Троицы бываэт Всесвяты, восьмоэ воскрсенье. Вот до этово, и в воскресенье в это катали…». Обычно играли после обеда и после окончания праздничного богослужения. «Пока не скажет батюшка, што «Христос воскресе!», яиц нигде, не вынимаэт никто. Как скажут «Христос воскресе», служба кончилась, вот тогда уж начинают. Кончицца уж, к кресту сходят, вот потом вышли на паперте, там на улице, ну ведь ходили молодёжь раньше ведь, всё равно и девушки, и парни там болылиэ. Это уж; первьвый обычай што как все только яйцами шелкаюцца. В церкви ишо начнут, и дома всё равно». К празднику всегда готовились заранее, и частью этой подготовки было наблюдение за курами, которые несли яйца с крепкой скорлупой: такие яйца отбирали специально для пасхальных игр. Часто яйца для катания были деревянные, искусно раскрашенные, порой специально для игры делались целые наборы таких яиц.

В конце праздника было устроено чаепитие с пасхальными куличами.

2 мая 2017

Церковный календарь:

Четверг, 28 марта 2024 г. (15 марта ст.ст.)
Седмица 2-я Великого поста
Браковенчание не совершается.

Подписка на новости:

Мы вконтакте: