Пять религиозных барельефов, которых не замечают горожане

В детском издательстве «Фордевинд» вышел познавательный путеводитель «Библейские сюжеты в барельефах Петербурга». «Бумага» выбрала пять скульптурных изображений на известных зданиях, которых горожане чаще всего не замечают.

Апостолы в образах животных из Петрикирхе, барельеф на Исаакиевском соборе, давший ему имя, святая Екатерина в темнице и другие находки из детской книжки, о которых должен знать каждый.

Петрикирхе (Лютеранская церковь святых Петра и Павла)

Если смотреть слева направо, то барельефы расположены так: святой Матфей с ангелом, святой Марк с крылатым львом, святой Лука с тельцом и святой Иоанн с орлом. Их так принято изображать для того, чтобы можно было отличить одного от другого. Правда, Иоанна обычно изображают безбородым юношей, потому что он самый молодой из евангелистов. Когда распяли Христа, ему было всего 16 лет.
Апостол Матфей изображается с ангелом, потому что ангел внешне подобен человеку, а в своем Евангелии Матфей уделяет большое внимание человеческой природе Христа.
Апостол Марк, пожалуй, самый знаменитый из евангелистов. Его принято изображать вместе с крылатым львом, означающим царскую власть Христа. Кстати, этот лев является символом итальянского города Венеция, а мощи святого Марка хранятся в венецианском соборе, названном его именем.
Апостол Лука изображается с крылатым тельцом — в своем Евангелии он особенно подробно описывает муки и смерть Христа, который принес себя в жертву. Телец, или бык, считается жертвенным животным, поэтому он и стал символом Христовой жертвы. Кстати, Лука был самым первым иконописцем, он написал икону, на которой изобразил Богородицу. За спиной у него можно рассмотреть палитру художника и кисть. Над святым Лукой парит белый голубь, символ Святого Духа.
Апостол Иоанн, которого называют еще Иоанн Богослов, соседствует с орлом, который символизиру- ет возвышенный стиль его Евангелия и Вознесение Иисуса на небеса. Иоанн Богослов написал не только Евангелие, но и еще одну книгу, входящую в Новый Завет, — «Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис», — в которой описывается будущее Второе Пришествие Иисуса Христа на землю.

Исаакиевский собор

Император Валент собирался на войну, когда прибывший в Константинополь Исаакий попросил его прекратить гонения на христиан. Император не послушался и приказал сбросить нахального монаха со скалы. Но когда император выезжал из дворца на своем боевом коне, перед ним, живой и невредимый, появился Исаакий. Охранники тут же заковали его в цепи, но Исаакий успел произнести свое пророчество: «Перестань притеснять христиан, и ты выиграешь войну, а если не сделаешь этого — погибнешь в огне!». Когда император проиграл сражение, он спрятался в сарае, набитом соломой. Враги окружили сарай и подожгли. Так сбылось пророчество Исаакия: император Валент сгорел в огне, а война была проиграна.
На горельефе изображен самый драматичный эпизод этой истории. В центре — закованный в цепи Исаакий преграждает дорогу сидящему на коне императору. Конь взвился на дыбы, но это не пугает монаха. Два воина держат Исаакия за руки, в то время как другие хватаются за оружие, чтобы зарубить его. Слева изображены христиане, которых пришел защитить Исаакий.

Армянская церковь святой Екатерины

В центре барельефа стоит в епископской одежде сам Григорий Просветитель, перед ним на коленях — царь Трдат III, принимающий крещение. За царем, тоже коленопреклоненные, стоят его жена, сестра и слуги. Неизвестный скульптор нарядил их всех в костюмы екатерининского времени, то есть одел, как своих современников. За спиной Григория Просветителя — его друзья, которых Трдат тоже освободил из темниц. Над всей композицией распростер свои крылья голубь, символизирующий Святой Дух, спускающийся на Армению. Изумленные царедворцы даже показывают на него пальцами.

Александро-Невская лавра

На этом барельефе изображена еще одна встреча Моисея с Богом. Она произошла на горе Синай во время перехода израильтян из Египта в свою землю. Моисей оставил свой народ у подножия горы, а сам взошел на вершину, где Бог передал ему две скрижали, на которых были написаны Заветы, по которым должны жить люди, — Десять заповедей. На этот раз Бог показался Моисею в грозовой туче, в сопровождении ангелов, трубящих в трубы. Моисей на этом барельефе уже не страшится Бога и не закрывает свое лицо перед Ним.
Позади Моисея — город с башнями. На одной из них стоит крест, символ христианства. Вот только во времена Моисея (за много веков до рождения Иисуса Христа) христианство еще не возникло. Значит, здания с крестом тогда просто не могло существовать — это фантазия скульптора.

Пантелеймоновская церковь

Святая Екатерина жила в египетском городе Александрия. Она была очень образованной и красивой девушкой — слухи о ней дошли до самого римского императора. Разумеется, тот предложил Екатерине выйти за него замуж. Но она отказалась, сказав, что христианка не может выйти за язычника.
Император рассвирепел и велел бросить ее в темницу. А потом призвал пятьдесят самых умных языческих философов, чтобы те посрамили ее в богословском споре. Вот только после разговора с Екатериной все они приняли христианство. Император казнил их, а саму Екатерину приказал предать ужасным пыткам.
Однажды Екатерине во сне явился Иисус Христос, назвал ее своей небесной невестой и в знак этого вручил кольцо. Когда Екатерина проснулась, она обнаружила это кольцо у себя на пальце.
На этом барельефе изображена святая Екатерина в темнице. Перед ней — раскрытая Библия и крест, а за ее спиной скульптор изобразил видение: Иисус Христос утешает Екатерину и благословляет ее на спор с философами и мученичество во имя веры.
12 октября 2015

Церковный календарь:

Четверг, 13 декабря 2018 г. (30 ноября ст.ст.)
Седмица 29-я по Пятидесятнице
Браковенчание не совершается.

Подписка на новости:

Мы вконтакте: