Митрополит Климент: Идти за Христом до конца.

Говоря о начавшемся новом сезоне детского литературного конкурса «Лето Господне» хочется еще раз обратиться к теме понимания юными соотечественниками нашей истории ХХ века.

Призер конкурса прошлого года Григорий Волков приводит страшную статистику: из всех священников, служивших в тридцатые годы в его районе, выжил лишь один. Юный автор не только сообщает факты, но и задумывается о смысле подвига исповедников и новомучеников минувшего века, об актуальности их примера для ныне живущих людей.

В своей работе Григорий пишет: «Идти до конца за идеалы, в которых не уверен, невозможно. Только те, кто верит по-настоящему, могут шагнуть под пули за свою веру. Священники, продолжавшие служить в эпоху атеистического мракобесия, христиане, открыто исповедовавшие православную веру в стране, где христианство систематично уничтожалось — великие герои. Все эти люди по-настоящему верили, твёрдо и непоколебимо. Ни на минуту не сомневаясь».

Выбор между верностью Христу и сиюминутной выгодой ставит человека либо среди отошедших от Спасителя (см. Ин. 6, 66), либо рядом с апостолом, сказавшим: «Пойдем, умрем с Ним» (см. Ин. 11, 16). В годы гонений на Церковь и веру эти слова не были иносказанием для христиан, и юный автор подчеркивает осознанность их выбора: «Все, кто погиб — они ведь могли выбрать жизнь. Затаиться с самого начала, сотрудничать с новой властью. Но они остались. Зная, что их уничтожат при первой возможности. Что каждую минуту за ними могут прийти. Они продолжали служить, верить и проповедовать, не таясь, не приспосабливаясь».

Имея опыт краеведческой работы, Григорий Волков поднимает серьезную проблему в работе по увековечению подвига исповедников ХХ века: отсутствие у земляков возможности узнать подробности о репрессированных священнослужителях даже сейчас, спустя несколько десятилетий после их реабилитации, и даже в случае полной сохранности уголовного дела, заведенного в те страшные годы. Ведь не у всех из них есть родственники, те, кто имеет право просить копию уголовного дела и посылать запросы в архивы.

Зачем молодому человеку, живущему в третьем тысячелетии, заниматься подобными поисками? Ответ на этот вопрос Григорий Волков дает на примере одного из реабилитированных священнослужителей — священнике Павле Звереве. Из названия указа Верховного Совета СССР следует, что государственная реабилитация была мерой «по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий». Но, по мнению Григория, восстановления одной лишь «исторической справедливости» в отношении священника Павла Зверева недостаточно. Сегодня по-прежнему необходимы «кропотливые поиски, расследования», «чтобы люди помнили отца Павла не просто как очередную жертву беспощадных и бессмысленных репрессий, а как новомученика, не бросившего служение ради собственной безопасности и принявшего за это смерть. И чтобы память о мужестве и честности этого человека вечно хранилась в памяти Церкви».

Это мнение неравнодушного современного христианина, и отрадно, что оно высказывается от лица молодежи. «Железные двери подвалов, холодные стены камер могли бы рассказать больше, чем я, чем любой ныне живущий человек. Но металл и камень немы — поэтому память о загубленных жизнях должны хранить мы — новое поколение. Теперь, спустя столько лет, много бесценной информации о тех страшных годах утеряно навсегда. Однако то, что сохранилось, возможно, поможет людям в будущем избежать тяжёлых ошибок прошлого».

Очень важно, чтобы современные молодые люди осознавали, что настоящего пути вперед нет без глубокого знания своего прошлого, без размышления над допущенными ошибками, без стремления уменьшить зло через восстановление исторической памяти своего рода и всего нашего Отечества. В постигнувших его тяжелых испытаниях мы можем почерпнуть силы для перенесения современных трудностей. Пусть характер испытаний нашей веры изменился, они по-прежнему склоняют предать веру, отступиться от Христа, отвлечься от исполнения Его заповедей.

Не только Церкви, но и всему нашему обществу необходимо, чтобы юное поколение знало о стойкости и верности новомучеников. Слишком часто сегодня с экранов звучат советы думать и заботиться в первую очередь о себе и о своем комфорте, не переживать, ко всему относиться легче, «не брать в голову». Многих уже не удивляют рекомендации достигать своих целей любой ценой, не стесняясь в выборе средств. Например, в погоне за карьерным ростом стараться не только преуспеть самому, продемонстрировать свои лучшие деловые качества и максимум профессиональных возможностей, но и очернить, заведомо оклеветать конкурента, претендующего на желаемую должность или статус, намеренно подстроить ситуацию, в которой он будет казаться слабее, чем есть на самом деле.

Ко всему, что явно противоречит учению Христа: будь то ложь, зависть, причинение вреда человеку — нашим современникам предлагают относиться проще. Но, как предупреждал апостол, даже один грех нарушает весь закон (ср. Иак. 2, 10). Неслучайно многие люди стали «проще» относиться к работе, к своим обязанностям, к родственникам… Это неверный, губительный для каждого человека и для всего общества, государства путь.

Если человек во что-то верит, он не будет относиться к этому «легко». Если человек действительно любит, он дорожит предметом своей любви и готов многим жертвовать ради него. А когда на первом месте собственный комфорт и удобство, то это уже не любовь и не вера. В годы Великой Отечественной войны на передовой, в тылу врага, на трудовом фронте наши соотечественники на деле доказали, что они любят свою страну и верят в ее будущее, отдав для ее защиты все, что могли, и даже больше того. Молодые люди должны помнить пример их самоотверженности и осознавать, что благодаря их стойкости и любви мы сегодня живем на земле.

Также новомученики и исповедники своей христианской жизнью, твердостью и решимостью до конца следовать за Христом доказали свою веру, которая видна на деле. Ведь слова, ничем не подтвержденные, стоят гораздо меньше (см. Иак. 2, 14—26). А исполнение на деле евангельских заповедей, верность пастырскому долгу, милость и сострадание даже к гонителям, стремление защитить храмы, сохранить христианство для будущих поколениях говорят сами за себя.

Конкурсные сочинения, посвященные новомученикам Церкви Русской, помогают современным людям осознать, что настоящая вера всегда включает в себя готовность не отступиться от ее идеалов даже в самые тяжелые минуты и годы испытаний. Истинный ученик Христов не может отказаться от своих убеждений и всю свою жизнь, какие бы времена ни выпали на его долю, старается строить по вере, в единстве с Его Церковью и на основе Евангелия. Подвиг новомучеников — тому пример.

«Вечерняя Москва»

14 сентября 2018

Церковный календарь:

Пятница, 29 марта 2024 г. (16 марта ст.ст.)
Седмица 2-я Великого поста

Постный день.

Подписка на новости:

Мы вконтакте: