Необыкновенное путешествие Серафимы

Семейный мультипликационный фильм «Необыкновенное путешествие Серафимы» – это не рассказ о житии преподобного Серафима Саровского, а знакомство с захватывающей историей девочки, во время Великой Отечественной войны ставшей сиротой и попавшей в детский дом. Ей приходится убежать из приюта. Приключения приводят ребенка в старинный храм, где ей является святой Серафим. Он знакомит юное создание с православием, в результате чего девочка начинает понимать, как важно стойко переносить жизненные испытания и проявлять любовь и милосердие к людям. Такое отношение к окружающим появляется благодаря вере в Бога, освещающего путь человека к пониманию и прощению, что и произошло в жизни героини…

Расскажите, пожалуйста, о команде, которая участвовала в создании мультфильма, как вы подбирали людей, с кем прежде всего советовались, без чьей помощи было трудно обойтись?

Игорь Мещан. Фото: Радио «Вера»

– Команда сложилась исторически. Сначаламультфильмом занимался только ФондСерафима Саровского: Сергей Габестро какисполнительный директор, епископНижегородский и Арзамасский Георгий какпредседатель правления. Мы решили сначалазаказать сценарий, а потом подбиратькоманду, которая будет его осуществлять.наняли очень хорошего, маститогосценариста, который написал сценарий наоснове жития преподобного Серафима. Тамбыл адаптированный для детей сквознойперсонаж, который участвовал во всемдействии и был с батюшкой Серафимом вовсех жизненных перипетиях.

Мы начали обсуждать сценарий и пригласилик сотрудничеству «КиноАтис», показали им наш сценарий. Они посмотрели, вернули исказали: «Этот сценарий очень качественный, но он рассчитан на очень конкретную,церковную аудиторию, которая знает, кто такой батюшка Серафим, читала его житие.Это можно сделать, но это будет искусство ради искусства».

Да, у нас была другая задача, мы хотели сделать семейную историю, рассчитанную нетолько на церковную аудиторию, которая была бы интересна всем. Конечно, все знаюткто такой Серафим Саровский. Преподобный Серафим – национальный герой и святой,которого знает практически весь мир. Никто не знает, где находится Нижний Новгород,но если сказать, что этот город находится рядом с Серафимо–Дивеевским монастырем, товсем все становится ясно. Но житие как специфический жанр готова восприниматьтолько подготовленная публика, человек, находящийся в другой системе координат, виной системе ценностей,  будет испытывать сложности в восприятии.

И несмотря на то, что мы уже имели готовый житийный сценарий, потратили деньги, мырешили: «Давайте сделаем историю, которая будет интересна всем». Узкоцерковнаяистория – это одно дело. А история, которая говорит о добре, о зле, о каких–то сложныхобстоятельствах жизни – совсем другое.

И появился новый сценарий – история о девочке из детского дома, которая потерялародителей перед войной. Батюшка Серафим – один из участников этой истории, онучаствует в жизни девочки, которая живет через сто с лишним лет после его смерти. Иучаствует он именно как святой, помогая девочке. В общем, получилась очень добрая,душещипательная история, интересная и взрослым, и детям. Ведь милосердие – этобольшая тема, которая находит отклик у любого человека, церковного или нецерковного.Если человек добрый, если у него есть внутреннее благородство – он откликнется.

А житийные моменты всетаки вплетаются?

– Какие–то житийные моменты безусловно есть, но это не основная канва повествования.Основная  история – это история девочки, очень трогательная, милосердная, и детская, ивзрослая. Конечно, важно заинтересовать зрителя историей персонажа, личностьюбатюшки Серафима, а потом, если человек захочет, он прочитает житие.

kinopoisk.ru

Съемочная группа побывала в Дивееве, в Сарове, посетила места, где жил преподобный Серафим, как это помогло в создании мультфильма? Как к созданию мультфильма отнеслись игумения и монахини Дивеево?

– Съемочная группа и те, кто работал над фильмом, посещали Дивеево, потому что еслиты делаешь фильм, где есть святой, который жил в каком–то реальном месте, и это местосохранилось, важно посмотреть, как это выглядело раньше и как выглядит сейчас. Такжесохранилось какое–то количество памятных и личных вещей преподобного Серафима.Конечно, важно было посетить эти места, и съемочная группа с радостью туда съездила.Они были и в Сарове, и в Дивеево, напитались серафимовским духом. Всем стало прощепонять, в каком проекте они участвуют.

Матушка Сергия, игумения Серафимо–Дивеевского монастыря, нас поддержала, и вмонастыре идею создания мультфильма приняли с радостью. Батюшка Серафим реальноучаствует в жизни миллионов людей. Неслучайно в Дивеево каждый год притекаетстолько народа. К сухому источнику никто не ходит. А с помощью мультфильма мысможем показать людям как наши святые, наши национальные герои участвуют в жизнилюдей.

Как не ошибиться, попасть в образ? Были ли сомнения при создании главных персонажей, прежде всего — преподобного Серафима?

– Конечно, сложности были. Мультипликационный герой должен быть похож набатюшку Серафима. Естественно, мы изучили иконографию преподобного Серафима, сохранились и портреты Преподобного. Нужно было портретное, иконографическоесходство. Потом были сделаны скульптуры батюшки Серафима, мы их обсудили,показали модели и саму картинку владыке Георгию митрополиту Нижегородсткому иАрзамасскому), и матушке Сергии. Они высказывали свои замечания.

Другая сложность – озвучка. Ведь батюшка Серафим в фильме разговаривает. А какойголос у него должен быть? Вы можете это представить? Мы не можем. Значит,приходится это тоже подробно обсуждать. Конечно, создание образа преподобного – этонекая новая реальность, ведь нет живых людей, которые бы слышали, как разговаривалбатюшка Серафим, кто бы слышал его голос. А теперь он будет звучать.

Одна из причин, почему мы решили делать именно мультфильм, а не фильм, потому чтов мультфильме больше пространства для маневра. Герой фильма всегда ассоциируется сактером. А в нашем случае – это не так должно быть.

Мультфильм — это действо прежде всего для детей, как, на ваш взгляд,можно заинтересовать детей такой «несовременной» историей, где один из главных персонажей святой?

– Есть же мультфильмы, которые смотрят взрослые с детьми. Но не в этом дело.Понимаете, мультик – это не про Лунтика. Это история, это полнометражное кино, носделанное мультипликационным способом. Надо к этому так относиться. Там нет «миккимаусов» или «телепузиков», которые летают или прыгают в высоту на 20 метров. Этонормальное, полноценное кино, просто сделанное в виде мультфильма.

Были ли какието открытия (приятные или нет), которые вы никак не планировали в процессе создания мультфильма?

– Делать фильм, тем более мультипликационный – это тяжелый труд и огромная работабольшой команды людей. И самое большое открытие – это отношение людей к тойработе, которую они делают. Потому что все актеры, которые озвучивали, команда,которая работала, очень тепло отнеслись к проекту. Некоторые, например, не хотелибрать гонорары. Они считали, что работа над таким мультфильмом – их вклад в нужныйи важный проект.

Не секрет, что фильм успешен тогда, когда зрители полюбили персонажа.Как вы думаете, каким получился Серафим Саровский? Легко ли его полюбить?

– Легко. Но это история девочки Серафимы, а не преподобного Серафима Саровского.Конечно, батюшка Серафим – ключевой персонаж, но прежде всего, это рассказ одевочке, в жизни которой принимает участие святой Серафим Саровский. Историядевочки, конечно, вызывает и сочувствие, и любовь. И в мультфильме замечательныйфинал, увидите.

– Как совмещается использование современных технологий с тематикой мультфильма? Это просто дань времени или современные технологии помогают в реализации задумок создателей мультфильма?

– Язык – это выразительное средство. Я в детстве закрывался в ванной и делал черно–белые фотографии – сам снимал, сам печатал: пленка, увеличитель, проявитель,закрепитель. Но где сейчас черно–белая фотография? Только на уровне искусства длятонких ценителей, которых единицы. А сейчас у нас везде цифровые фотоаппараты ицветные фотографии. Мои дети, например, не воспринимают черно–белую фотографию.Они не понимают, что это такое, потому что живут вне этого контекста.

k

Мы все смеялись, почему старые фильмы раскрашивают, а в этом есть смысл, потому чтосовременный человек не понимает и не принимает черно–белую историю. Ему нужнацветная картинка. Поэтому наш фильм сделан с помощью современных технологий – эторисованный фильм, но с использованием компьютерной анимации или motion capture –технологии, при которой движения актера переносятся на экран. В результатемультипликационный персонаж движется, как живой человек. Таким образомпередаются эмоции и образы понятные и привычные именно для современного человека.

Фильм делался около трех лет. Сначала шла проработка всех персонажей, моделей.Потом корректировался и менялся сценарий, делалась прорисовка картинок,раскадровка,  потом каждый кадр превращался в живую картинку и так далее –огромная работа.

Мы делали кино современными средствами, которые понимают современные зрители.Зачем им напрягаться, отвлекаться от смысла, от истории, а переваривать форму подачи?Это же не арт–инсталляция.

Это не коммерческий проект?

– Для нас, фонда преподобного Серафима Саровского – конечно, нет. Понимаете, мнесложно говорить о каких–то ожиданиях коммерческого плана. Конечно, фильм будетпрокатываться в кинотеатрах, а туда люди бесплатно не ходят. Но, нам прежде всеговажно и хотелось бы, чтобы люди увидели мультфильм и увидели на большом экране –это совершенно другое восприятие, другое качество, другое ощущение. Мы незарабатываем на этом деньги, мы наоборот – вкладываем деньги в смысловую,интересную и важную на наш взгляд историю и хотим, чтобы все его посмотрели.

Можно сказать, что это миссионерский, просветительский проект?

– Любой проект, который связан со святыми – миссионерский, в большей или меньшейстепени. Мы уверены в том, что современные люди должны знать своих героев, должнызнать свою историю, потому что преподобный Серафим – и наш святой, и наша история.Это один из самых известных в мире наших соотечественников!!!

Вдумайтесь в простую вещь: преподобный Серафим – современник Пушкина, но ониникогда не встречались. Пушкина мы знаем, Серафима мы знаем, но это две совершенноразные фигуры в истории. Кто был Пушкин?  Гениальный поэт, светский лев. И его знаетвесь мир. А кто такой был батюшка Серафим? Гениально одаренный духовно человеек:жил в лесу, более 10 лет был в затворе, никуда не ездил. И его знает весь мир. И тот, идругой – наши национальные герои, наша история. И народ должен знать об этом.

То есть  запрос на историю?

– Конечно. В свое время, когда мы запускали радио «Вера», мы проводили исследование,каковы основные запросы у людей. И первый запрос, который был озвучен – это запросна собственную историю. Сегодня история постоянно переписывается,  образованиешатается в разные стороны – в результате у людей полная каша в голове. Мы не знаем нисвоей истории, ни своих корней, ни своих традиций. Мы либо все отрицаем, либо что–тоизобретаем, либо каждый раз все переписываем и даем другие оценки. Поэтому, я думаю,людям так хочется знать свою подлинную историю, разобраться, что к чему.

Как вы думаете, может ли в будущем создание мультфильмов, связанных с Церковью, со святыми, стать коммерчески выгодным?

– Я уверен, что это будет, как минимум, окупаться. Все зависит от того, как  подаватьпроект. Понятно, что нельзя создавать карикатурные персонажи. Например, я считаю,что мультфильм про Илью Муромца – ужасный пример того, как не надо делатьмультфильмы. Не потому что это плохо сделано технически. Кто такой Илья Муромец?Илья Муромец – прославленный святой Русской Православной Церкви. Почему ондолжен выступать в качестве карикатуры? Это не популяризация. Это, мягко выражаясь,непонимание.

– Снижение планки для зрителя? Получается, что это востребовано?

– Здесь мы приходим к вопросу, нужно ли воспитывать зрителя или не нужно? Конечно,нужно. Вы знаете, самое простое и самое быстроусвояемое – это порнография. Давайтетолько это делать, и к чему мы придем? К стаду? И точно так же в отношении позиции,что если народ «хавает», значит, надо это делать – это неправильно.

– С другой стороны, это неуважение к народу. Отношение к людям, как к быдлу: народ неможет понять милосердие, не может понять патриотическую историю, не может понятьсвоей истории, а просто должен жевать жвачку для быдла, поржать, поесть попкорна, ина этом все. Это тоже неправильно, надо с уважением относиться к своему народу.

27 августа у нас премьера, выход в широкий прокат. Мультфильм будет показан болеечем в 850 кинотеатрах по всей стране. С моей точки зрения, это будет большое событие,потому что это первый проект такого уровня и такого масштаба.

Более того, в этом году это будет единственный отечественный продукт, рассчитанный надетскую целевую аудиторию, единственный анимационный полнометражный российскийфильм. Мы очень надеемся на интерес и любовь зрителей.

27 октября 2015

Церковный календарь:

Четверг, 18 октября 2018 г. (5 октября ст.ст.)
Седмица 21-я по Пятидесятнице
Браковенчание не совершается.

Подписка на новости:

Мы вконтакте: