• «Основы православной культуры — кладезь, позволяющий бороться с мозаичностью знаний»

«Основы православной культуры — кладезь, позволяющий бороться с мозаичностью знаний»

8 апреля в Санкт-Петербургской академии постдипломного образования состоялся круглый стол на тему «Духовно-нравственная культура в школах Петербурга». Организатором выступил Отдел религиозного образования Санкт-Петербургской епархии. В мероприятии приняли участие представители епархии, Комитета по образованию Санкт-Петербурга, специалисты области образования и воспитания, представители педагогического и родительского сообщества, а также студенты Некрасовского педагогического колледжа и петербургских ВУЗов.

Приглашенными гостями стали: ректор СПб АППО Степан Жолован, ведущий специалист Комитета по образованию Санкт-Петербурга Наталья Ильина, преподаватель Санкт-Петербургского Суворовского военного училища, кандидат искусствоведения Виктория Гусакова, директор школы № 308 Центрального района Санкт-Петербурга Ирина Микляева, сценарист и режиссер Алена Поликовская и заместитель председателя Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии, кандидат богословия иерей Илия Макаров. Модератором встречи выступил кандидат богословия, кандидат философских наук иерей Игорь Лысенко.

IMG_5873

Основными вопросами для обсуждения стали организационные и содержательные модели преподавания духовно-нравственной культуры в современной школе; полезность изучения Основ Православной Культуры для учащихся в светской школе. Также большое внимание было уделено опыту и перспективам преподавания ОПК.

Перед началом обсуждения присутствующим был предложен к просмотру фильм Алены Поликовской «Свои среди своих», в котором обсуждаются темы места каждого человека в мире, Веры, любви своей страны; самоуважения и толерантности.

IMG_20160408_152923_edit

После просмотра фильма началась оживленная дискуссия. Первым выступил первый заместитель председателя епархиального Отдела образования иерей Илия Макаров, который озвучил главную проблему преподавания Основ православной культуры:

«Сегодня благодаря колоссальным усилиям содружества Комитета образования города и Отдела религиозного образования епархии многие вопросы разрешились, но со временем выясняются такие подробности нашей внутренней мотивации, о которых мне бы хотелось сказать. Мы уделяем особое внимание модулю ОПК — не потому, что там есть слово «православие», а потому, что этот предмет настолько досконально прорабатывался, что, в сравнении с учебниками по светской этике, мы можем утверждать, что здесь действительно заложен опыт русского общества, духовный опыт наших предков. 

Однако вскрывается очень важный момент — мы не хотим услышать свой внутренний лейтмотив, и, к сожалению, у нас нет миссионерского запала. Я говорю о людях, которые способны нести идею, способны преображать этот мир и убеждать других людей в тех ценностях, которые они исповедуют. Сегодняшний православный человек, к сожалению, для себя закрывает возможности миссионерской деятельности, поэтому его ребенок не будет на уроках ОРКСЭ, на уроках Православной культуры говорить со своим соседом по парте о Христе, он не будет говорить о своей религиозной семейной традиции. А все потому, что верующие родители этого ребенка не выбирают Основы Православной Культуры. Мне кажется, что это и есть главная проблема современности в нашем городе в контексте обсуждаемой темы». 

На выступление отца Илии ответила заведующая кафедрой начального образования СПб АППО Юлия Глаголева :

«Мы немножко должны развести понятия. Если мы говорим о школе, у нас очень сильно смешиваются два вопроса: обучать религии? Или обучать религиозной культуре? По статистике, действительно, многие люди, которые исповедуют ту или иную религию, не отправляют детей изучать эту религию в школе. 

Этот курс сейчас реализуется в школах, но на сегодняшний момент он является самым сложным из всех, что есть в начальной школе. Изначально этот курс должны преподавать педагоги других предметов: историки, филологи, преподаватели начальной школы. Но они, наверное, не обладают некой культурологической базой. Должен ли это быть человек, который сам верит? Наверное, это логично. Однако у семьи, которая исповедует эту религию, может возникнуть вопрос: а зачем я поведу туда своего ребенка, если я могу ему все объяснить дома?

Если отвечать на высказывание коллеги о том, что ребенок не сможет своему соседу по парте рассказать о своей религии, я могу сказать: что этого в принципе не должно быть в школе, ребенок не должен проповедовать. Мы можем изучать культуру: православную, исламскую, буддистскую, но мы не можем ее навязывать и ей обучать». 

Однако реальную картину, которая подтверждается на практике, озвучила директор школы № 308 Центрального района Санкт-Петербурга Ирина Владимировна Микляева, которая обратила внимание присутствующих на необходимость преподавания курса ОПК в светских школах:

«У нас многие годы в 10-11 классах проводились факультативные занятия по Основам православной культуры, и дети с удовольствием приняли этот предмет. Однако сегодня существует некое противоречие: родители, возможно, и хотят выбирать этот предмет для своих детей, но есть определенный риск — отношение к православию в светском обществе. Также существует и еще одна проблема — нехватка подготовленных кадров, ведь Основы православной культуры должен преподавать не просто человек, который выучил этот предмет, а тот, кого сердце привело и он чувствует в себе силы и потребность рассказать об этом детям.

Люди, которые знают, как говорить с родителями, должны чаще приходить в школы, убеждать родителей, что надо выбирать ОПК. Я считаю, что этот курс помогает ребенку ответить на главный вопрос «В чем смысл жизни», поэтому он нужен, но надо задуматься, в какой форме его преподавать». 

Ведущий специалист Комитета по образованию Санкт-Петербурга Наталья Ильина подчеркнула, что курс Основы православной культуры является культурологическим и предшествует предметам, которые будут изучаться детьми в средней школе с 5-го по 10-й классы. Именно на базе этого курса закладываются понятия и знания, которые потом могут быть использованы детьми в ряде гуманитарных предметов.

После выступления приглашенных гостей, слушателям из зала было предложено задать вопросы и поделиться своим мнением. Один из участников обсуждения, Василий Пухарев, рассказал, что до недавнего времени в некоторых школах города родителям просто не давали выбора, буквально запрещая выбирать Основы Православной культуры, аргументируя это действие нехваткой кадров и недостаточным количеством учебников. Сейчас благодаря усилиям Комитета по образованию выбор этого предмета стал более свободным.

Также слово было предоставлено заведующей сектором методической работы епархиального Отдела образования Константиновой Ирине Анатольевне. Она подчеркнула, что с точки зрения психологии, нравственный стержень закладывается у ребенка в 4-5 классе, именно в этом возрасте важно рассказать детям о нравственных ценностях, духовной культуре, объяснить ребенку, в чем заключается смысл жизни, и сформировать целостное представление о своих традициях. Именно эти функции и выполняет предмет Основы Православной Культуры. Что же касается других предметов этого модуля: ни Основы мировых религиозных культур, ни Основы светской этики ребенок не сможет в полной мере и правильно воспринять в таком юном возрасте, потому что оба этих предмета содержат слишком много разнопрофильной информации.

Кроме этого преподавателем истории гимназии № 402 Колпинского района Вероникой Коплановой было высказано следующее мнение на вопрос «Почему родители не выбирают ОПК?»:

«Дело в том, что многие родители сами не желают совершать нравственную работу. Объяснить ребенку, как правильно мыть руки и как вести себя за столом (чему, по мнению большинства родителей, и учит предмет «Основы светской этики») намного проще, чем совершить с ребенком нравственное путешествие. Основы мировых религиозных культур выбирают, чтобы расширить кругозор и дать представление о всех религиях — это, конечно, верно, но ребенку в таком возрасте нужно сначала рассказать о своих исторических традициях, а уж потом охватывать и другие религии. ОПК — это кладезь, который позволяет побороться с мозаичностью знаний».

img_7404

Преподаватель Санкт-Петербургского Суворовского военного училища Виктория Гусакова обратила внимание слушающих на опасность выбора модуля «Основы мировых религий»: большой вопрос, сможет ли ребенок в 4-м классе разобраться в калейдоскопе знаний, сможет ли он «вытащить» из полученной информации ценности и жизненно важные смыслы. Также Виктория Олеговна отметила, что модуль ОПК раскрывает потенциал детей к сохранению традиционных ценностей:

«Очень важно, чтобы культура закладывала идентичность: я — наследник этого богатейшего наследия. Тогда мы выходим на ценности патриотизма, семьи, солидарности, гражданственности, природы, искусства, то есть на все базовые национальные ценности. Здесь уже появляется элемент ответственности: сохранить традиционные ценности и передать последующим поколениям».

В заключение обсуждения выступил иерей Илия Макаров. Он подвел итог беседы, сказав, что сегодня у представителей разных сторон не хватает активности и мотивации к действиям:

«Мы говорим о толерантности, но забываем о том, что терпимость — это нечто иное, чем дружелюбие. А о дружбе мы рассуждаем тогда, когда говорим о своих духовных корнях — тогда у нас есть мотивация к дружбе, а не когда мы просто терпим рядом стоящего человека. Вопросов остается много, но цель у нас должна оставаться одна. Мы никогда не будем вместе, никогда не будем сильными, если мы будем обозначать спектр возможностей, но не давать никакого ориентира. С нашей точки зрения, религиозный модуль дает этот ориентир».

По итогам встречи было принято решение организовать второй круглый стол, чтобы продолжить обсуждение и ответить на многие вопросы, которые возникли в ходе беседы. По завершении дискуссии был показан трейлер фильма Алены Поликовской «Православный мир России», который был с успехом презентован в Петербурге и Москве.

Пресс-служба ОРОиК СПБ епархии

11 апреля 2016