Благословенный край Печорский

Все давно уже мечтали попасть помолиться в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, и такая возможность выпала в день всех преподобных отцов, в подвиге просиявших перед Великим постом.

Выехали в 7 утра из храма пророка Илии на Пороховых. Темно. Отец Константин рассказал об истории монастыря. Потом конечно все уснули. А уже когда рассвело, то, оглядевшись, поняли, что вдоль дороги — леса, словно в сказке. Ели, сосны, березы — все в снегу и в инее. Красиво! Хоть «Морозко» заново снимай. Кстати все время был всего-лишь легкий морозец, от -3 до -6 градусов.

В монастыре всегда очень много народу, и приезжающих помолиться и на экскурсии. Некоторые из паломников не ожидали, вбегая в ворота, что монастырь будет внизу, как словно ты летишь и видишь его под ногами. Но, конечно же, вид монастыря дивный в любое время года.

Первое, что мы посетили в обители была келья дорого батюшки отца Иоанна Крестьянкина. В конце коридора  в братском корпусе келья, в которой жил о.Иоанн (Крестьянкин). Все так близко! В фильме, когда о.Иоанн ходил помазывать больных монахов, казалось, что он куда-то идет, потом идет к своей келье, а тут все так рядом. В монастыре за этим корпусом есть много домов с кельями монахов, но они, очевидно, построены не так давно, а в этих жили старцы, которые много десятилетий подвизались в монастыре.

Чистенькая уютная кельячка, такое ощущение, что батюшка только что вышел из нее ненадолго и скоро вернется. Мы приложились к  святыням находящимся в кельи: малой мантии преп. Амвросия Оптинского, иконе с частичкой мощей преподобного Серафима Глинского, который постригал отца Иоанна в монашество. Отец Константин нас помазал освященным елеем и покрапил святой водой как делал всегда батюшка Иоанн.

 

После чего все пошли приложиться в Сретенский храм к иконам и раке с мощами прп. Симеона Псково-Печерского где мы дожидались помощника благочинного отца Прохора, который нас провел в  Успенский собор чтоб мы приложились к рака с мощами прпмч. Корнилия и чудотворному образу Успения Божией Матери и испросили у Царицы Небесной благословение на наступающий Великий пост.

Воздух на улицы пьянил своей свежестью и чистотой и  так хотелось просто постоять во дворе, попить воды из колодца, который называют колодцем прп.Корнилия (но который, как нам сказали, не имеет к нему никакого отношения) и просто полюбоваться монастырем.

После чего мы направились в «пещеры, Богом зданные», как написано над входом.

Перед тем, как идти в пещеры, зашли в храм взять свечи и застали умилительную картину. Продолжался молебен. На середине храма священник, а подле него сидя кружком на своих маленьких стульчиках пели тропари три бабульки. Когда мы зашли, то они пели тропарь пророку Илие, правда каким гласом понять не удалось, очевидно, местным напевом.

При входе в пещеры мощи прп. Вассы, рядом мощи преподобных Печерских Марка, Ионы, Лазаря прозорливого, а далее уже вход в сами пещеры. По пещерам нас провел сам отец Константин, который ориентируется в них как в своей квартире.

В сами пещеры пропускают только в составе группы, по предварительному благословению наместника. Сам монастырь не отличается гостеприимством, а скорее строгостью, да в принципе это и правильно, поскольку если уж человеку очень хочется попасть в пещеры, то он найдет возможность, а если из любопытства — «а там что?», то таких следует отсекать. В ту часть где покоится прославленные святые, можно пройти каждому, но там находятся мощи прославленных святых, а в самих пещерах захоронены останки, по сути — это монастырское кладбище, некрополь, где похоронено более 10.000 человек.

Отличие Псково-Печерских пещер от Киево-Печерских в том, что в Киеве в пещерах покоятся только святые, а в Печорах — монахи, защитники монастыря, погибшие во время нападений, особо отличившиеся перед Церковью священники и миряне. Я ожидала увидеть в псковских пещерах, что-то подобное побеленным пещерам киевской Лавры, но они совсем другие. Приближенные ко входу (выходу) своды выложены кирпичом, потому как время их все-таки не сильно пощадило, да и поток паломников не способствует поддержанию температурно-влажностного режима. Отец Константин сказал, что температура воздуха в пещерах и зимой и летом +5 градусов, а мы в дальней пещере видели термометр, на котором было уже +11 — 40 человек надышало. Сами своды — кварцевый песчаник — слежавшийся белый песок с рыжими прожилками, дало такой цвет вода насыщенная железом.

В стенах — керамиды, керамические глазурованные плиты зеленого (более древние) и белого цвета с указанием года погребения и именем. Какие шрифты! Практически все разные! Отец Константин сказал, что все керамиды перефотографированы и издана книга. Практически во всех захоронениях есть отверстия размером где-то 10х10 см. Отец Константин рассказал о том, что в пещерах  никогда нет запаха тления. В свое время проводились научные исследования и рядом в такой же породе были выкопаны пещеры, в которых был такой же режим температуры и воздуха. В эти вновь выкопанные пещеры закладывались овощи, фрукты, но все подвергалось тлению, и запах был соответствующий, а в это же время те же овощи и фрукты, положенные в пещере монастыря оставались свежими. Во многих местах у захоронений стоят вазы с цветами без воды, которые остаются по виду свежесрезанными в течение месяца. В пещерах, обычно же, никакого запаха нет, и даже если он есть так например он рассказал, что скончался монах, у которого был рак печени и еще при жизни был резкий запах тления, а когда внесли его тело в пещеры, запах исчез, то тут же проходит.

Не счесть, сколько там захоронений! На стене в одной из пещер (а пещеры — это, по сути, — коридоры, пересекающиеся друг с другом) висит большая икона Богоматери, написанная на меди. Эта икона — дверь, которую открыл отец Константин и за которой находятся гробы, уложенные друг на друга, и верхние покоятся на нижних гробах, уже разрушающихся  или уже разрушенных . Видели еще несколько ответвлений пещер перекрытых дверями и решетками, за которыми тоже, очевидно, находятся общие захоронения. Ощущения сильные. Тут уж точно понимаешь, что все — тлен и суета. Не каждый экскурсант выдержит такое зрелище.

Дошли и до подземной церкви с черным иконостасом и иконами на меди, которые подновляются, потому как время и влажность разрушают созданное человеком. Он сделан из бронзы, которая давно уже почернела. В храме мы пропели Пасхальные песнопения, чтобы в Пасху когда мы услышим их снова вспомнить о Псково-Печерском монастыре.

В одной из пещер стоит большой мироточивый деревянный крест. Сейчас он не мироточит. С левой стороны от него место захоронения о.Иоанна (Крестьянкина). С двух сторон от доски, на которой написано, кто здесь захоронен, стоят большие букеты, как кажется, только что срезанных цветов.

Под табличкой — отверстие, в которое, протянув руку можно прикоснуться ко гробу о.Иоанна. Что мы и сделали. У меня было смущение и опасение, что, протянув руку, я ощущу могильный холод, а оказалось, что гроб гладкий и даже, как показалось теплый. Пропели «Вечную память».

Судя по времени на фотографиях, сделанных до и после посещения пещер (в пещерах фотографировать нельзя), мы были в пещерах час и сорок минут, а казалось гораздо меньше.

Выйдя из пещер и подкрепив свои силы в небольшом городском кафе, где нам был заказан обед, мы вернулись в монастырь, чтоб побывать к кельи преподобного Симеона Псково-Печерского и прогуляться на святой горке в монастырском саду.

Что могу еще сказать? Хочу обратно! Хотел обратно после первой поездки, думал съезжу — полегчает. Не-а. Обратно хочу! Причем еще сильнее, чем после первой поездки. Наверное это свойство всех благодатных мест, в которые душа тянется. А если кто еще не был в Псково-Печерском монастыре, желаю вам помощи Божией, чтобы была у вас такая возможность, хотя бы один раз в жизни.

28 февраля 2017