ЧЕМУ НАС УЧАТ ЛАЗАРЕВА СУББОТА И ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ?

Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим – два праздника с общим тропарем: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже, темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе, победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне». 

Два праздника с общей историей, потому что события, которым они посвящены, идут друг за другом. Два праздника, которые являются словно бы дверями в Страстную седмицу – в величайшую скорбь и следующую за ней величайшую радость. Два праздника как утренняя заря и символ грядущего Воскресения Христова. И вот об этом как раз и хотелось бы поговорить.

Вспомним евангельское зачало, читаемое во время Литургии Лазаревой субботы (Ин., 39-е зач., XI, 1–45).

Центральная тема первой половины – смерть святого праведного Лазаря Четверодневного, второй – его воскрешение Господом нашим Иисусом Христом.

Приведенные ниже слова отделяют Спасителя от святых Марфы и Марии (сестер праведного Лазаря), апостолов и даже иудеев, которые пришли скорбеть за умершим и в то же время посмотреть, что же сделает Он в этой ситуации. На мой взгляд, эти слова четко указывают на то, что Христос – это Бог Всевышний и Всемогущий, Который живет как Истинный Человек в данном пространственно-временном континууме, но так же как Истинный Бог – в вечности, вне времени и пространства.

Вот эти слова, сказанные Спасителем. Диалог между Иисусом и Марфой – сестрой Лазаря: «Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Ин. 11:23–27).

Молитва Спасителя перед гробом перед воскрешением Лазаря: «Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» (Ин. 11:41, 42).

Если можно так выразиться, от этих слов пахнет вечностью. Ими  Господь наш Иисус Христос говорит о том, что смерть уже побеждена. Она не имеет никакого значения. Всё, что сейчас происходит, только для этих людей, чтобы они убедились, что перед ними Бог. Они и все те, тысячи поколений, которые будут читать Евангелие.

А генератор общего воскресения мертвых запущен. Его тайна уже в действии. Это произойдет сто процентов. И совершенно неважно когда. Сейчас или через тысячу лет. Важно, что это произойдет. Как весной не остановить набухание почек, или рост зеленых сочных мечей травы, или распускание дивных благоухающих цветов.

Христос, как поется в тропаре Лазаревой субботы и  Входа Господнего в Иерусалим, уверил нас прежде Своих Крестных страстей, что общее воскресение будет. Ад изблюет своих узников, и земля отдаст тела усопших для вечной жизни в геенне или в раю. Это случится. Восьмой день случится. И Новый горний град Иерусалим. Отсюда и пасхальное окончание мощнейшее Символа веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь». Ведь что такое это «чаю»? Это не просто «ожидаю». Это ожидаю в превосходной степени, ожидаю, как в народе, говорят, как Бога. И именно Бога. Ожидаю больше, сладостнее, превыше всего на свете. И верю, что это так и будет: «Аминь». Клятвенно торжественное обещание-уверение веры: «Истинно так», «Да будет так». И от сердца: «Я лично верю, что будет так».

Поэтому что же нам остается? Верить, надеяться, любить Бога и людей и бодрствовать, быть внимательными к своей жизни. И обязательно носить победы знамения – эти ветви-ваии зеленеющие. Носить внешне и внутренне. Т. е. носить жизнь в себе, иметь Божью жизнь в себе и быть уверенными, что мы воскресаем во Христе духовно, воскреснем и телесно. Эта вера, эта пасхальная радость должна стать фундаментом, краеугольным камнем нашей жизни. И тогда всё будет хорошо.

Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!

pravlife.org

23 апреля 2021

Церковный календарь:

Среда, 29 июня 2022 г. (16 июня ст.ст.)
Седмица 3-я по Пятидесятнице

Постный день.

Подписка на новости:

Мы вконтакте: