Что стоит за детскими истериками

Когда дети находятся под влиянием тревожного мозга, их поведение не имеет ничего общего с желанием проверять границы. Часто они при этом — прекрасные дети, которые совсем не хотят поступать неправильно, но ими управляет мозг, находящийся в состоянии повышенной боевой готовности.

Тревога — искусный маскировщик. Когда дело касается детей, она может проявляться не только в избегании определенных ситуаций или «висении» на взрослых, но и в виде истерик, нервных срывов и агрессии. Как будто без этого с тревогой мало хлопот! Если бы могли увидеть, что происходит в детских головах, когда их охватывает тревога, мы бы поняли и их поведение. Мы бы захотели подхватить их и унести из этого хаоса. Конечно, это не означает, что мы должны разрешать им не слушаться. Плохое поведение детей имеет причины, и важно объяснить им это — как и то, что им всегда будут доступны более удачные варианты поведения.

Что кроется за детской истерикой

  • Тревога или агрессия?
  • Почему у некоторых детей тревога проявляется как страх
  • Практические способы справиться с агрессией, вызванной тревогой

Как только дети лучше поймут, почему они поступают так, как поступают, они задумаются, можно ли повести себя по-другому. Именно в этот момент взрослые могут оказать решающее влияние.

Родители, бабушки и дедушки, учителя — любой, кто сможет понять, что поведение ребенка вызвано тревогой, а не тем, что он «непослушный», и отреагировать соответствующим образом, поможет ему нащупать более здоровые, эффективные и убедительные способы реагировать на окружающий мир. У всех детей есть на это силы, но тревога умеет ловко отводить внимание от их сильных сторон. Пора разобраться с этим.

Тревога или агрессия?

Тревога возникает, когда часть мозга — миндалевидное тело (или амигдала) — чувствует беду. Когда амигдала ощущает угрозу — реальную или воображаемую, происходит выброс в кровь гормонов (в том числе кортизола, гормона стресса) и адреналина, чтобы сделать тело сильным, быстрым и мощным. Это состояние «бей или беги», и благодаря ему люди выживали на протяжении тысячелетий. Это нормальная реакция сильного и здорового мозга.

Тревожный мозг — это сильный и здоровый, но при этом чересчур заботливый. Он склонен видеть угрозу и нажимать тревожную кнопку «на всякий случай». Если это происходит часто, то появляется «тревога из-за тревоги». Это одно из самых ужасных свойств тревоги — запускаться без предупреждения, часто без необходимости, вызывая у ничего не подозревающего тела необоснованную реакцию «бей или беги».

Для тревожных детей любая новая, незнакомая, сложная или стрессовая ситуация является потенциальной угрозой. Реакция «бей или беги» происходит автоматически и одномоментно: тело захлестывают нейрохимические вещества, которые готовят ребенка к борьбе или бегству. Все физические проявления тревоги — учащенное сердцебиение, спазмы в животе, холодная влажная кожа, рвота, дрожь в руках или ногах — вызваны воздействием этих нейрохимических веществ. Естественным завершением состояния «бей или беги» является интенсивная физическая активность. Если бы угроза была настоящей, ребенок сражался бы за свою жизнь или убегал бы от опасности. Но когда нет нужды ни бежать, ни драться, нейрохимические вещества не расходуются, а накапливаются, вызывая физические симптомы тревоги.

Если плохое поведение вызвано тревогой, то физические симптомы будут так или иначе присутствовать. Вас должно насторожить, если ребенок замыкается или избегает чего-то, у него болит живот или голова, он чувствителен к новой или незнакомой обстановке. Все это может указывать на активное присутствие тревоги. Понаблюдайте, когда случаются истерики или срывы. Происходит ли это чаще в незнакомых ситуациях или в тех случаях, когда ребенок перегружен эмоционально?

Почему у некоторых детей тревога проявляется как страх

Часто считается, что тревожный ребенок будет «трусить» (избегать каких-то ситуаций) или «висеть» на родителе, но тревога далеко не всегда проявляется подобным образом. На уровне физиологии процесс запускается по одним и тем же причинам: мозг видит угрозу, но вместо того, чтобы бежать, ребенок начинает бить. И неважно, что в действительности бояться нечего. Если мозг считает, что опасность есть, он ведет себя так, как будто она есть на самом деле.

Представьте себе пожарную сигнализацию. Пожарная сигнализация не может отличить настоящий пожар от подгоревшего тоста, она даже не думает об этом. Ее задача — обеспечить вашу безопасность. И она поднимает шум, пока не получит ответ: лучше перестраховаться. Мозг работает так же. Тревожный мозг — это очень заботливый мозг, и он быстрее других включит сигнал тревоги, даже если нужды в этом нет. Это может произойти в качестве реакции на незнакомую обстановку или людей, после стычки на детской площадке, в ответ на критику, разочарование, смущение или провал — все это потенциально может вызывать чувство, что сейчас произойдет что-то плохое.

Реакция «бей» — это адаптивный способ, который мозг использует, чтобы дать молодому организму физические ресурсы на совладение с потенциально опасной ситуацией. Запомните, эта реакция происходит автоматически и моментально. Она случается так быстро, что у человека нет времени осознанно решить, является ли угроза реальной.

Дети регулярно оказываются в непривычных ситуациях, в которых им приходится договариваться и находить способы справляться с окружающим миром и людьми вокруг, — это часть взросления. Таким образом они получают эмоциональные и социальные навыки, которые помогут им вырасти сильными и здоровыми взрослыми людьми. Но в этом процессе тревожный мозг видит неприятности на каждом углу! Любая ситуация, которая предъявляет к детям требования, превосходящие их развивающиеся навыки, потенциально может спровоцировать тревогу.

Точно так же, как реакция «беги» (когда ребенок избегает чего-то или «висит» на родителе), реакция «бей» — это автоматическая, «прошитая» в мозгу реакция на угрозу. Это не означает, что детей нельзя научить ее контролировать, они в состоянии сделать это, — но сначала они должны понять, что происходит.

Взрослым, присутствующим в их жизни, очень важно не отвергать вероятность того, что за агрессивным, нарушающим правила ребенком прячется тревожный, ищущий безопасности и комфорта. Если причиной является тревога, то обращение с агрессией как с плохим поведением только ухудшит положение. Напротив, если разбираться с тревогой, то это даст ребенку стратегии и поддержку, необходимые для того, чтобы справиться с ситуацией, а также научит его жизненно важным навыкам, которые будут помогать ему на протяжении всей его жизни.

Что стоит за детскими истериками

Практические способы справиться с агрессией, вызванной тревогой

Что нужно знать детям:

Как возникает тревога

Дети великолепно обходятся с нужной информацией, и важно не недооценивать их способность к пониманию. Если речь идет о чем-то, что касается их лично, их способность к пониманию огромна. Не обязательно рассказывать им сразу все, сообщайте информацию частями, в коротких разговорах, происходящих как бы между прочим, и это будет так же эффективно:

«Тебе, наверное, бывает непросто, когда ты сильно разозлишься. Я знаю, что ты не хочешь себя плохо вести, и мне кажется, если я расскажу тебе, что происходит в моменты, когда ты злишься, тебе будет легче. Во-первых, знай, что все люди иногда злятся — по самым разным причинам. У тебя есть уважительная причина — дело в том, что твой мозг очень старается тебя защитить.

В твоем мозге есть специальный участок, который называется амигдала. Она есть у всех. Задача амигдалы — предупреждать тебя об опасности и заботиться о том, чтобы с тобой ничего не случилось. Представь себе, что там внутри маленький воин, который тебя защищает. Твоя амигдала очень хорошо работает. Если она считает, что есть опасность, то выбрасывает тебе в кровь специальное супергеройское топливо — кислород, гормоны и адреналин, чтобы ты стал быстрым и сильным и смог справиться с опасностью.

Это может быть что угодно, что с точки зрения мозга может сделать тебе больно или вызвать дискомфорт, — новые люди, новые места, слишком громкий шум, необходимость сделать что-то, что кажется рискованным. У всех людей есть поводы, по которым они тревожатся. Мы все так устроены.

Твоему мозгу все равно, есть ли на самом деле что-то опасное для тебя. Ему главное, чтобы ты был в безопасности, так что он тебя «заправляет» на всякий случай. Есть даже специальное название для этого состояния — «бей или беги», то есть сражайся с опасностью или убегай от нее. Угадай, к чему твой мозг тебя готовит? Он готовит тебя к тому, чтобы ты «бился», сражался с опасностью.

Это происходит очень быстро — так быстро, что ты даже не заметишь это, пока не появится злость. Твой мозг супербыстрый, и он заправляет тебя топливом для того, чтобы бить или бежать еще до того, как он понял, существует ли опасность на самом деле. Это у всех нас происходит — но у некоторых людей это случается чаще, и часто в моменты, когда это вовсе не нужно. Просто твой мозг больше всего на свете хочет тебя защитить и очень старается — даже тогда, когда в действительности тебе не нужна защита.

Еще кое-что важное: та же самая часть мозга, которая следит за твоей безопасностью и делает так, чтобы ты был готов справиться с опасностью, отвечает и за твои эмоции. Если она думает, что ты в опасности, она включается. И эмоции тоже включаются. И иногда они включаются на полную катушку! Поэтому тебе может захотеться плакать или ты можешь очень сильно разозлиться.

Но это не означает, что мозг виноват в том, что ты вышел из себя. Это означает, что у тебя очень сильный здоровый мозг, который очень старательно о тебе заботится. Он хочет быть самым главным, но все будет гораздо легче, если ты возьмешь управление в свои руки!

У мозга есть еще одно качество: он может меняться. И он это отлично умеет. Сейчас твой мозг немножко перебарщивает с заботой о тебе, но ты можешь натренировать его, чтобы он не реагировал так сильно, если никакой опасности нет. Он по-прежнему будет защищать тебя в случае беды и ничуть не хуже будет готовить тебя к тому, чтобы с ней справиться, но не будет так часто делать это без повода.

Есть несколько вещей, которые ты можешь сделать, чтобы стать хозяином своего мозга и научить его быть более расслабленным. Он по-прежнему будет готов «заправить» тебя в случае настоящей опасности, но если ты станешь главным, то за тобой будет последнее слово. Это означает, что в тех случаях, когда опасности нет, ты сможешь гораздо быстрее успокоить свой мозг. Давай поговорим о том, как это можно сделать».

Упражнения, которые помогают управлять эмоциями

Расскажите ребенку, как можно «успокоительно» дышать

«Глубокое дыхание всегда поможет успокоить тревожный мозг (и злой тоже!), но это не так и легко, когда мозг занят попытками тебя спасти. Если мозг находится в состоянии боевой готовности, то замедлиться и расслабиться — это последнее, о чем он думает. Он считает, что ему нужно выполнить серьезную работу по твоему спасению! Давай сначала обсудим, как именно помогает глубоко дышать, а потом я покажу способы научиться хорошему дыханию.

Дыхание полной грудью активирует работу передней части твоего мозга, которая называется префронтальной корой. Это та часть мозга, которая умеет успокоиться и все обдумать. Когда твоя амигдала видит опасность, она захватывает власть и говорит префронтальной коре, что она сейчас не нужна. Вот почему так важно научиться быть хозяином своего мозга. Если ты будешь главным, ты сможешь привлечь переднюю часть мозга и с ее помощью решить, надо ли «бить или бежать».

Это очень важно. Передняя часть мозга отлично умеет успокаивать амигдалу — ту часть, которая вызывает желание драться и злые чувства.

Каким образом подключить переднюю часть мозга? С помощью дыхания. Дыхание — это как колыбельная для амигдалы. Оно помогает ей осознать, что бояться нечего. После этого амигдала успокоится, как и ты. Но тренироваться дышать надо, когда ты не злишься. Слишком сложно делать что-то новое, когда сильно волнуешься. С этим любому сложно справиться! Глубокое дыхание — это как любой новый навык. Чем чаще тренируешься, тем лучше получается.

Вот несколько способов тренироваться — и чтобы научиться, потребуется время, так что наберись терпения и тренируйся каждый день.

Это что, горячее какао?

Сделай вид, что держишь кружку с горячим какао. Три секунды вдыхай через нос, как будто втягиваешь насыщенный аромат шоколада. Потом представь себе, что дуешь на какао и три секунды выдыхай через рот. Повтори четыре-пять раз, после этого ты почувствуешь, что начинаешь расслабляться.

Найди себе помощника для дыхания

Положи мягкую игрушку на свой живот. Вдыхай в течение трех секунд, задержи дыхание на секунду и потом выдыхай в течение трех секунд. Если игрушка шевелится, значит, ты дышишь животом — как и надо при глубоком дыхании. Все получилось!

Помнишь, мы говорили о том, как переучить мозг? Каждый раз, когда ты «продыхиваешь» свою тревогу, ты помогаешь своему мозгу измениться и стать сильнее. Ты делаешь по-настоящему замечательную работу, и чем чаще ты ее делаешь, тем лучше будет получаться — но надо тренироваться!»

Как подготовить правильные слова

«Когда ты чувствуешь, что начинаешь злиться, наступает время показать мозгу, что ты — главный. Расскажу секрет: тебе нужно заранее придумать, что ты скажешь себе, и потренироваться думать об этом до того, как ты разозлишься. Чем чаще будешь тренироваться, тем легче тебе будет. Через некоторое время тебе будет легко вспомнить, что сказать себе в нужный момент. Впрочем, как и с дыханием, придется некоторое время попрактиковаться. Сначала придумай, какие слова помогут тебе почувствовать себя уверенно. Представь себе, что разговариваешь со своей амигдалой — своим храбрым маленьким воином, который старается тебя защитить. Он всегда готов прислушаться к тебе. Ты можешь говорить вслух или про себя — как хочешь. Например: «Все в порядке, друг. У нас все нормально. Можешь расслабиться. Здесь нам ничего не угрожает». Повторяй эти слова почаще, пока они не станут вспоминаться сами собой — а это обязательно произойдет».

Что стоит за детскими истериками

То, что важно практиковать

Осознанность

Исследования по эффективности осознанности могли бы заполнить целую библиотеку. Неоднократно подтверждалось, что осознанность обладает огромным потенциалом для создания сильного тела, разума и духа. Один из ее чудесных эффектов — защита мозга от тревожности.

Тревога возникает, когда мозг проводит слишком много времени в будущем. Там он цепляется за разные «а что, если». Осознанность помогает мозгу оставаться в настоящем. Это просто, и дети отлично воспринимают такую концепцию. Они сами по себе достаточно осознанные маленькие существа, но чем больше они смогут развить этот навык, тем сильнее они у них будут. Это то, чему стоит научиться, вне зависимости от тревожности.

Осознанность — умение отстраниться и увидеть, как мысли и чувства приходят и уходят, не оценивая их, а находясь в спокойном состоянии ума. Доказано, что осознанность укрепляет связь между бессознательной, эмоциональной задней частью мозга (где зарождается реакция «бей или беги») и префронтальной корой (той частью мозга, которая может вернуть его в спокойное состояние).

С детьми осознанность обычно работает лучше всего, если практиковать ее не дольше пяти минут, но если они хотят продолжать, не препятствуйте.

Назвать, чтобы приручить

Большие эмоции живут в правом полушарии. Слова, которые объясняют эти эмоции, живут в левом. Иногда между двумя сторонами мозга нарушается связь. Это может произойти с кем угодно. И когда такое случается, то большие чувства возникают, но кажутся непонятными и пугающими.

Подумайте об этом так. Левая часть мозга — «то, что происходит». Это буквальное понимание мира: конкретные данные, факты. Правая часть мозга — «то, что я чувствую из-за того, что происходит». Это более эмоциональное, интуитивное понимание мира. Если бы у нас было только левое полушарие, мы бы знали все подробности («случилось это, потом это»), но реагировали бы куда прохладнее, более отстраненно. Если бы у нас было только правое полушарие, у нас были бы ощущения после какого-то события и множество эмоций, но рационального понимания не было бы. Детальное понимание мира важно («вот что случилось»), но также важна и более общая картина («вот что я по этому поводу чувствую»).

Для детей существует мощный способ успокоиться, когда они охвачены большим чувством, — назвать это чувство. Как сформулировал Марк Бракет из Центра изучения эмоционального интеллекта6 «назвать — значит, приручить». Если ваш ребенок находится в водовороте большого, злого чувства, назовите это чувство, проявления которого вы наблюдаете. «Я вижу, что ты ужасно злишься. Ты сильно расстроился из-за того, что тебе не разрешили бегать по магазину. Понимаю. Иногда стоять на месте очень сложно, правда?»

Когда дети слышат слова, которые подходят к их чувствам, связь между левым и правым полушарием укрепляется. Когда это происходит, то эмоция сразу становится более «ручной». Ощущение, что ты в западне у непонятного большого чувства, станет уменьшаться, а ваши слова помогут ребенку понять, что происходит. Наберитесь терпения. Изменения произойдут не сразу, но они точно будут. Это также поможет вашему ребенку расширить словарный запас для обозначения эмоций. Что, в свою очередь, является мощным инструментом развития эмоционального интеллекта, жизненно необходимого любому ребенку для взросления.

Подбодрите их

Дети, которые часто закатывают истерики или ведут себя агрессивно, наверняка очень много слышат о своем плохом поведении. Подбодрите их, перенеся фокус на их сильные стороны.

Итак, если ваш ребенок быстро начинает злиться, не отметайте вероятность того, что виной всему — тревога. Самый эффективный способ унять тревогу любого типа — объяснить ребенку, что движет его поведением. Это придаст ему сил и позволит сфокусироваться на тех сильных сторонах, которые помогут ему контролировать свое поведение.опубликовано econet.ru.

30 июля 2019

Церковный календарь:

Пятница, 29 марта 2024 г. (16 марта ст.ст.)
Седмица 2-я Великого поста

Постный день.

Подписка на новости:

Мы вконтакте: