- Главная
- Публикации
- Девочки и мальчики: как из разного теста
Девочки и мальчики: как из разного теста
Знание перечисленных выше психофизиологических отличий по принципу пола поможет вам не только лучше понимать собственных разнополых детей, но и взрослых женщин и мужчин. А значит, улучшить отношения как между детьми и родителями, так и внутри семейной пары.
Насколько отличается развитие и рост девочек от мальчиков? Те родители (бабушки и дедушки), у которых есть разнополые дети (внуки), могут без колебания сказать, что разница между девочками и мальчиками заметна буквально с первых месяцев жизни. Конечно, мы не говорим о различиях в строении половых органов, в том числе о половых признаках. Физически девочки и мальчики после рождения выглядят почти одинаково, за исключением наружных половых органов. Но с ростом и развитием организма различия проявляются не только внешними признаками, но и обретением разных навыков, реакцией на окружающий мир и людей, поведением и т. д.
Различия между девочками и мальчиками
Чем вызваны такие различия? В первую очередь — определенными отличиями в развитии мозга еще во внутриутробном состоянии. Заложено ли такое разное развитие мозга генетически или связано с какими-то другими факторами (например гормональными), не известно. Скорее всего, воздействие разных факторов комплексно, и генетический фактор, то есть наличие генов, которые условно можно назвать «мужскими» и «женскими», играет важную роль в формировании и развитии женского и мужского организмов.
Изучением отличий между девочками и мальчиками ученые разных специальностей занимаются не так давно, если говорить о научном подходе при сравнении отличий, хотя публикаций, особенно популярных, на эту тему много. Прогресс науки вообще и медицины в частности привел к тому, что теперь многие исследования можно проводить без серьезного вмешательства в жизнедеятельность детей, а также без вреда для их здоровья.
А какое практическое значение имеет изучение различий между девочками и мальчиками, проведенное на научной основе? Владение такими научно подтвержденными знаниями помогает лучше понять причины возникновения и протекания различных заболеваний, воздействие лекарственных препаратов и других методов лечения на человека в зависимости от его половой принадлежности. Ведь не секрет, что одни заболевания встречаются чаще у мужчин, чем у женщин, и наоборот. Подобные знания также успешно используются в системе образования — для лучшего понимания механизма и законов восприятия детьми информации, разработки определенных программ обучения с учетом различий в усвоении информации между мальчиками и девочками и в целом для создания индивидуальных программ обучения. Также подобная информация нужна родителям — для лучшего понимания поведения их детей.
Нередко люди стараются понять себя и других, анализируя наблюдаемые различия. И как раз понимание того, что предопределено самой природой человека и является закономерным результатом полового различия, а что является мифом, слухом, ложной информацией, может помочь многим людям строить здоровые отношения друг с другом, чувствовать себя комфортнее в социуме и помогать решать проблемы тем, кто обращается за помощью и пониманием.
Давайте сгруппируем различия в развитии девочек и мальчиков в таблицу:
Девочки | Мальчики | |
Развитие мозга | ||
Левая половина мозга (словесные навыки) | Развивается первой и быстрее — возможно, этим и объясняется разговорчивость женщин | Развивается медленнее |
Правая половина мозга (пространственные навыки) | Развивается медленнее | Развивается первой и быстрее — возможно, этим и объясняется лучшая ориентация мужчин в пространстве |
Прифронтальные доли (контролируют импульсы и отвечают за принятие рациональных решений) | Развиваются и созревают к концу подросткового возраста (19–20 лет), больше по размерам | Развиваются и созревают почти до 30 лет |
Миндальное тело (эмоции) | Развивается позже
Первым развивается с левой стороны Эмоции выражаются через слова Негативные эмоции к концу подросткового возраста перемещаются к коре — так развивается умение объяснить причину своих негативных эмоций |
Развивается раньше
Первым развивается с правой стороны Эмоции выражаются через действие Негативные эмоции чаще всего возникают и остаются в миндальном теле — этим и вызваны трудности в объяснении причин возникновения негатива |
Гиппокампус (память) | Развивается раньше
Первым развивается с левой стороны Память предметов и деталей |
Развивается позже
Первым развивается с правой стороны Память изображений и сущности (значений) |
Мозолистое тело (обеспечивает «общение» двух половин мозга) | К подростковому возрасту по объему на 25 % больше, чем у мальчиков
Две половины мозга больше «совещаются» |
Две половины мозга у мальчиков меньше «общаются», чем у девочек |
Режим работы мозга | Может переключаться на новый режим работы без состояния отдыха и сна | Необходимо состояние отдыха для обновления, зарядки энергией и переориентации |
Использование частей мозга | Чаще используют кору головного мозга | Чаще используют примитивные (старые) части мозга |
Кровоснабжение | Больше крови поступает к мозгу в целом и в основном она идет к центру | Больше крови идет к периферии мозга |
Познавательный процесс (когниция) и развитие навыков | ||
Пространственное восприятие | Предпочитают объекты и игрушки неподвижные (куклы)
Описывают лучше сами объекты |
Предпочитают объекты и игрушки, которые двигаются (автомобили, самолеты, поезда)
Описывают лучше локализацию (расположение в пространстве) объектов |
Речь | Начинают говорить раньше (приблизительно в 12 месяцев)
К 16 месяцам словарный запас составляет в среднем 100 слов Различия в запасе слов уменьшаются к возрасту 2,5 года |
Начинают говорить позже (13–14 месяцев)
К 16 месяцам словарный запас составляет в среднем 30 слов |
Моторные навыки | Развиваются к 6 годам более точные моторные навыки (держание ручки, рисование) | Развиваются к 4 годам с целеустремленными движениями общие моторные навыки (прыжки, бег, балансирование тела) |
Фокусировка внимания | Больше на лицах и вещах (чаще рисуют статичные (неподвижные) предметы теплыми цветами) | Больше на движении (чаще рисуют динамичные (движущиеся) предметы холодными цветами) |
Восприятие информации | Лучше воспринимают через слова и звук (слух) | Лучше воспринимают через ощущения (особенно тактильные) и образы (портрет) |
Оценка собственных сил | Недооценивают | Переоценивают |
Решение проблем | Степень риска выбирается обычно низкая, более дипломатичное решение | Степень риска выбирается обычно высокая, более импульсивное решение |
Борьба или полет (на адреналине): учащается сердцебиение и дыхание, сахар и кровь направляются к мышцам и мозгу, зрачки расширяются — возникает реакция через движение | Наблюдается реже | Наблюдается часто |
Присмотреться и подружиться (на окситоцине и серотонине): уменьшается частота сердечных сокращений, задерживается дыхание, сахар и кровь направляются к коре головного мозга, зрачки сужаются — «замирание» | Доминирует | Встречается реже |
Реакция на общие термины и выражения (например, «Нельзя так делать, потому что это нехорошо!») | Вызывает раздражение и переживание | Вызывает злость и противодействие |
Социальные навыки | Больше разбираются в эмоциях по выражению лица человека | Меньше воспринимают людей по их эмоциональному состоянию |
Понятие дружбы | Чаще основано на восприятии личности
Разговор — это ядро дружбы Социальная иерархия уничтожает дружбу Откровенность и сопереживание — важная часть дружбы |
Чаще основано на общности интересов, увлечений, активности
Разговоры часто считают лишними Социальная иерархия помогает организовать товарищества и отношения Откровенность избегается как можно больше |
Общение | Предпочитают общаться, смотря в лицо и глаза | Избегают контакта глазами, предпочитают общаться, находясь рядом |
Сенсорика (чувствительность) | ||
Слух | Более чувствительны к звуку
Лучше различают тональность и силу звука |
Чаще имеют проблемы с распознаванием звукового сигнала, что может быть причиной проблем с чтением
(Этим подтверждается и традиционное женское «Я тебе тысячу раз говорила, а ты будто впервые слышишь!») |
Зрение | Видят лучше объекты вблизи и в неподвижном состоянии
Читают внимательнее текст перед собой Хорошо запоминают цвет и оттенки и дольше хранят эту информацию в памяти |
Более точны при оценке объектов вдали и в движении
Хуже концентрируются на тексте перед собой, но быстрее читают на расстоянии и в процессе движения (например дорожные знаки) Не акцентируют свое внимание на оттенках и цвете |
Прикосновение (касание) | Предпочитают спокойно наблюдать, а не касаться | Предпочитают трогать руками, изучать предметы через движение |
Чувства и эмоции | ||
Чувства | Легко могут описать и объяснить свои чувства
Выражают свои чувства быстрее |
Описывают и объясняют свои чувства с трудом
Выражают свои чувства медленнее |
Страх | Чувствуют себя слабыми и беспомощными | Чувствуют себя сильными и возбужденными |
Агрессивность | Чрезвычайно редко используется в играх | Часто используется в играх |
Эмоциональность | Больше словесная
Эмоции простые |
Больше выражается через действия
Комплекс эмоций |
Выражение эмоций | Часто выражают эмоции гримасами | Сдерживают и подавляют эмоции |
Плач | Более плаксивы с началом подросткового возраста | Более плаксивы с 6 месяцев и в дошкольном возрасте (кричат чаще и дольше) |
Разлука с близкими людьми | Переносят легче | Переносят тяжелее |
Обучение и проблемы с обучением | ||
Адаптация к дошкольным учреждениям | Легче адаптируются | Около 75 % имеют проблемы с адаптацией |
Точные науки (математика) | Требуют большей концентрации внимания | Решают задачи быстрее и с меньшей концентрацией внимания |
Чтение | Опережают
Предпочитают читать вымышленные истории, чаще малых форм — рассказы и новеллы |
Позади на 1–1,5 года
Предпочитают читать документальные произведения — описание реальных событий, устройства и функционирования вещей |
Слова и образы | Фокусируются на словах, поэтому лучше обучаются через прочитанный или услышанный текст | Воспринимают зрительную информацию лучше, предпочитают графики, схемы, рисунки |
Переключение с предмета на предмет (с урока на урок) | Быстрее | Медленнее |
Решение нескольких задач | Могут решать сразу несколько задач, легко переключаются с одной на другую | Предпочитают решать задачи одну за другой, но им требуется больше времени на переключение внимания |
Поза | Лучше усваивают информацию, сидя и расслабившись | Лучше усваивают информацию, стоя и сконцентрировав внимание |
Стресс (средний) | Переносится тяжелее
Ухудшает обучение Акцентирование на комбинации усилий и стресса вызывает нервное напряжение и тревогу Предпочитают в стрессовой ситуации быть с друзьями |
Переносится легче
Улучшает обучение Предпочитают в стрессовой ситуации и после побыть в одиночестве |
Количество учеников в группе (классе) | Лучше учатся в маленьких группах (2–4 человека) | Предпочитают большие группы, но легко отвлекаются от выполнения задания |
Отношение к домашней работе | Более аккуратны и чаще доводят до конца (выполняют полностью) | Менее аккуратны и часто не заканчивают работу |
Решение проблем | Предпочитают один на один (лицом к лицу) | Предпочитают плечом к плечу (рядом) |
Поощрение к учебе | Верят, что усилия (старательность) — ключ к успеху | Верят, что способности (возможности) — ключ к успеху |
Оценки | До 30 % оценок — удовлетворительные и посредственные | До 70 % оценок — удовлетворительные и посредственные |
Влияние учителя | Часто просят учителя помочь, любят дружить с учителем | Большое, однако не любят учителей, которые говорят много
Не любят просить о помощи и быть слишком привязанными к учителю |
Поведение на уроках | 20 % нарушений
Поведение девочек часто является золотым стандартом поведения учеников |
80 % нарушений
Поведение мальчиков часто воспринимается как поведение «дефектных» девочек |
Нарушение концентрации внимания, ADHD | Встречается реже | Проблема не в нехватке внимания, а в удержании (фиксации) внимания
Встречается чаще |
Расстройства обучения | До 30 % (по сравнению со всей группой расстройств) | До 70 % |
Дислексия (проблемы с чтением) | Наблюдается реже | Наблюдается чаще |
Дисграфия/диспраксия (проблемы с написанием) | Более аккуратны в грамматике и написании слов | Больше проблем в неправильном написании слов и выражении мыслей «на бумаге» |
Убегают с уроков и/или бросают обучение в школе | До 20 % от общего количества, но образование не заканчивают чаще | До 80 % об общего количества, но чаще заканчивают образование |
Естественно, это далеко не все различия между девочками и мальчиками, а всего лишь обобщенные данные. Конечно, многие женщины могут найти немало «мужского» в своем поведении и восприятии мира и людей. И наоборот: многие мужчины имеют «женские» черты в своем характере и поведении.
Хотя различия эти в основном предопределены генетикой и особенностями развития мозга у девочек и мальчиков, однако огромнейшее влияние оказывает и среда, в которой живут и развиваются дети. Имеются в виду не только условия жизни и питание, но и социальное окружение, то есть люди, которые чаще всего общаются с ребенком и оказывают на него влияние.
У новорожденных и младенцев первых месяцев жизни существенных различий, связанных с половой принадлежностью, практически нет. В дальнейшем «мужское» и «женское» формируется за счет отношения близких людей, которые проводят время с ребенком. Так сложилось еще на заре цивилизации, что к воспитанию девочек предъявлялись одни требования, а к воспитанию мальчиков — другие. И эти требования, как ни странно, до сих пор во многих этносах почти не изменились. Поэтому не удивительно, что формирование мужчины и женщины отражает многовековые интересы и традиции общества (фактически любого). Даже если в семье нет одного из родителей, находясь среди людей и общаясь с ними, ребенок будет стараться копировать особенности поведения, которые отличают представителей именно его пола.
Очень важно не перечить природе и не создавать из ребенка марионетку, куклу, копию себя или существо, соответствующее определенным требованиям, предпочитаемым родителями.опубликовано econet.ru.
Церковный календарь:
Седмица 2-я Великого поста
Постный день.
Подписка на новости:
Мы вконтакте: