Девочки и мальчики: как из разного теста

Знание перечисленных выше психофизиологических отличий по принципу пола поможет вам не только лучше понимать собственных разнополых детей, но и взрослых женщин и мужчин. А значит, улучшить отношения как между детьми и родителями, так и внутри семейной пары.

Насколько отличается развитие и рост девочек от мальчиков? Те родители (бабушки и дедушки), у которых есть разнополые дети (внуки), могут без колебания сказать, что разница между девочками и мальчиками заметна буквально с первых месяцев жизни. Конечно, мы не говорим о различиях в строении половых органов, в том числе о половых признаках. Физически девочки и мальчики после рождения выглядят почти одинаково, за исключением наружных половых органов. Но с ростом и развитием организма различия проявляются не только внешними признаками, но и обретением разных навыков, реакцией на окружающий мир и людей, поведением и т. д.

Различия между девочками и мальчиками

Чем вызваны такие различия? В первую очередь — определенными отличиями в развитии мозга еще во внутриутробном состоянии. Заложено ли такое разное развитие мозга генетически или связано с какими-то другими факторами (например гормональными), не известно. Скорее всего, воздействие разных факторов комплексно, и генетический фактор, то есть наличие генов, которые условно можно назвать «мужскими» и «женскими», играет важную роль в формировании и развитии женского и мужского организмов.

Изучением отличий между девочками и мальчиками ученые разных специальностей занимаются не так давно, если говорить о научном подходе при сравнении отличий, хотя публикаций, особенно популярных, на эту тему много. Прогресс науки вообще и медицины в частности привел к тому, что теперь многие исследования можно проводить без серьезного вмешательства в жизнедеятельность детей, а также без вреда для их здоровья.

А какое практическое значение имеет изучение различий между девочками и мальчиками, проведенное на научной основе? Владение такими научно подтвержденными знаниями помогает лучше понять причины возникновения и протекания различных заболеваний, воздействие лекарственных препаратов и других методов лечения на человека в зависимости от его половой принадлежности. Ведь не секрет, что одни заболевания встречаются чаще у мужчин, чем у женщин, и наоборот. Подобные знания также успешно используются в системе образования — для лучшего понимания механизма и законов восприятия детьми информации, разработки определенных программ обучения с учетом различий в усвоении информации между мальчиками и девочками и в целом для создания индивидуальных программ обучения. Также подобная информация нужна родителям — для лучшего понимания поведения их детей.

Нередко люди стараются понять себя и других, анализируя наблюдаемые различия. И как раз понимание того, что предопределено самой природой человека и является закономерным результатом полового различия, а что является мифом, слухом, ложной информацией, может помочь многим людям строить здоровые отношения друг с другом, чувствовать себя комфортнее в социуме и помогать решать проблемы тем, кто обращается за помощью и пониманием.

Давайте сгруппируем различия в развитии девочек и мальчиков в таблицу:

Девочки Мальчики
Развитие мозга
Левая половина мозга (словесные навыки) Развивается первой и быстрее — возможно, этим и объясняется разговорчивость женщин Развивается медленнее
Правая половина мозга (пространственные навыки) Развивается медленнее Развивается первой и быстрее — возможно, этим и объясняется лучшая ориентация мужчин в пространстве
Прифронтальные доли (контролируют импульсы и отвечают за принятие рациональных решений) Развиваются и созревают к концу подросткового возраста (19–20 лет), больше по размерам Развиваются и созревают почти до 30 лет
Миндальное тело (эмоции) Развивается позже

Первым развивается с левой стороны

Эмоции выражаются через слова

Негативные эмоции к концу подросткового возраста перемещаются к коре — так развивается умение объяснить причину своих негативных эмоций

Развивается раньше

Первым развивается с правой стороны

Эмоции выражаются через действие

Негативные эмоции чаще всего возникают и остаются в миндальном теле — этим и вызваны трудности в объяснении причин возникновения негатива

Гиппокампус (память) Развивается раньше

Первым развивается с левой стороны

Память предметов и деталей

Развивается позже

Первым развивается с правой стороны

Память изображений и сущности (значений)

Мозолистое тело (обеспечивает «общение» двух половин мозга) К подростковому возрасту по объему на 25 % больше, чем у мальчиков

Две половины мозга больше «совещаются»

Две половины мозга у мальчиков меньше «общаются», чем у девочек
Режим работы мозга Может переключаться на новый режим работы без состояния отдыха и сна Необходимо состояние отдыха для обновления, зарядки энергией и переориентации
Использование частей мозга Чаще используют кору головного мозга Чаще используют примитивные (старые) части мозга
Кровоснабжение Больше крови поступает к мозгу в целом и в основном она идет к центру Больше крови идет к периферии мозга
Познавательный процесс (когниция) и развитие навыков
Пространственное восприятие Предпочитают объекты и игрушки неподвижные (куклы)

Описывают лучше сами объекты

Предпочитают объекты и игрушки, которые двигаются (автомобили, самолеты, поезда)

Описывают лучше локализацию (расположение в пространстве) объектов

Речь Начинают говорить раньше (приблизительно в 12 месяцев)

К 16 месяцам словарный запас составляет в среднем 100 слов

Различия в запасе слов уменьшаются к возрасту 2,5 года

Начинают говорить позже (13–14 месяцев)

К 16 месяцам словарный запас составляет в среднем 30 слов

Моторные навыки Развиваются к 6 годам более точные моторные навыки (держание ручки, рисование) Развиваются к 4 годам с целеустремленными движениями общие моторные навыки (прыжки, бег, балансирование тела)
Фокусировка внимания Больше на лицах и вещах (чаще рисуют статичные (неподвижные) предметы теплыми цветами) Больше на движении (чаще рисуют динамичные (движущиеся) предметы холодными цветами)
Восприятие информации Лучше воспринимают через слова и звук (слух) Лучше воспринимают через ощущения (особенно тактильные) и образы (портрет)
Оценка собственных сил Недооценивают Переоценивают
Решение проблем Степень риска выбирается обычно низкая, более дипломатичное решение Степень риска выбирается обычно высокая, более импульсивное решение
Борьба или полет (на адреналине): учащается сердцебиение и дыхание, сахар и кровь направляются к мышцам и мозгу, зрачки расширяются — возникает реакция через движение Наблюдается реже Наблюдается часто
Присмотреться и подружиться (на окситоцине и серотонине): уменьшается частота сердечных сокращений, задерживается дыхание, сахар и кровь направляются к коре головного мозга, зрачки сужаются — «замирание» Доминирует Встречается реже
Реакция на общие термины и выражения (например, «Нельзя так делать, потому что это нехорошо!») Вызывает раздражение и переживание Вызывает злость и противодействие
Социальные навыки Больше разбираются в эмоциях по выражению лица человека Меньше воспринимают людей по их эмоциональному состоянию
Понятие дружбы Чаще основано на восприятии личности

Разговор — это ядро дружбы

Социальная иерархия уничтожает дружбу

Откровенность и сопереживание — важная часть дружбы

Чаще основано на общности интересов, увлечений, активности

Разговоры часто считают лишними

Социальная иерархия помогает организовать товарищества и отношения

Откровенность избегается как можно больше

Общение Предпочитают общаться, смотря в лицо и глаза Избегают контакта глазами, предпочитают общаться, находясь рядом
Сенсорика (чувствительность)
Слух Более чувствительны к звуку

Лучше различают тональность и силу звука

Чаще имеют проблемы с распознаванием звукового сигнала, что может быть причиной проблем с чтением

(Этим подтверждается и традиционное женское «Я тебе тысячу раз говорила, а ты будто впервые слышишь!»)

Зрение Видят лучше объекты вблизи и в неподвижном состоянии

Читают внимательнее текст перед собой

Хорошо запоминают цвет и оттенки и дольше хранят эту информацию в памяти

Более точны при оценке объектов вдали и в движении

Хуже концентрируются на тексте перед собой, но быстрее читают на расстоянии и в процессе движения (например дорожные знаки)

Не акцентируют свое внимание на оттенках и цвете

Прикосновение (касание) Предпочитают спокойно наблюдать, а не касаться Предпочитают трогать руками, изучать предметы через движение
Чувства и эмоции
Чувства Легко могут описать и объяснить свои чувства

Выражают свои чувства быстрее

Описывают и объясняют свои чувства с трудом

Выражают свои чувства медленнее

Страх Чувствуют себя слабыми и беспомощными Чувствуют себя сильными и возбужденными
Агрессивность Чрезвычайно редко используется в играх Часто используется в играх
Эмоциональность Больше словесная

Эмоции простые

Больше выражается через действия

Комплекс эмоций

Выражение эмоций Часто выражают эмоции гримасами Сдерживают и подавляют эмоции
Плач Более плаксивы с началом подросткового возраста Более плаксивы с 6 месяцев и в дошкольном возрасте (кричат чаще и дольше)
Разлука с близкими людьми Переносят легче Переносят тяжелее
Обучение и проблемы с обучением
Адаптация к дошкольным учреждениям Легче адаптируются Около 75 % имеют проблемы с адаптацией
Точные науки (математика) Требуют большей концентрации внимания Решают задачи быстрее и с меньшей концентрацией внимания
Чтение Опережают

Предпочитают читать вымышленные истории, чаще малых форм — рассказы и новеллы

Позади на 1–1,5 года

Предпочитают читать документальные произведения — описание реальных событий, устройства и функционирования вещей

Слова и образы Фокусируются на словах, поэтому лучше обучаются через прочитанный или услышанный текст Воспринимают зрительную информацию лучше, предпочитают графики, схемы, рисунки
Переключение с предмета на предмет (с урока на урок) Быстрее Медленнее
Решение нескольких задач Могут решать сразу несколько задач, легко переключаются с одной на другую Предпочитают решать задачи одну за другой, но им требуется больше времени на переключение внимания
Поза Лучше усваивают информацию, сидя и расслабившись Лучше усваивают информацию, стоя и сконцентрировав внимание
Стресс (средний) Переносится тяжелее

Ухудшает обучение

Акцентирование на комбинации усилий и стресса вызывает нервное напряжение и тревогу

Предпочитают в стрессовой ситуации быть с друзьями

Переносится легче

Улучшает обучение

Предпочитают в стрессовой ситуации и после побыть в одиночестве

Количество учеников в группе (классе) Лучше учатся в маленьких группах (2–4 человека) Предпочитают большие группы, но легко отвлекаются от выполнения задания
Отношение к домашней работе Более аккуратны и чаще доводят до конца (выполняют полностью) Менее аккуратны и часто не заканчивают работу
Решение проблем Предпочитают один на один (лицом к лицу) Предпочитают плечом к плечу (рядом)
Поощрение к учебе Верят, что усилия (старательность) — ключ к успеху Верят, что способности (возможности) — ключ к успеху
Оценки До 30 % оценок — удовлетворительные и посредственные До 70 % оценок — удовлетворительные и посредственные
Влияние учителя Часто просят учителя помочь, любят дружить с учителем Большое, однако не любят учителей, которые говорят много

Не любят просить о помощи и быть слишком привязанными к учителю

Поведение на уроках 20 % нарушений

Поведение девочек часто является золотым стандартом поведения учеников

80 % нарушений

Поведение мальчиков часто воспринимается как поведение «дефектных» девочек

Нарушение концентрации внимания, ADHD Встречается реже Проблема не в нехватке внимания, а в удержании (фиксации) внимания

Встречается чаще

Расстройства обучения До 30 % (по сравнению со всей группой расстройств) До 70 %
Дислексия (проблемы с чтением) Наблюдается реже Наблюдается чаще
Дисграфия/диспраксия (проблемы с написанием) Более аккуратны в грамматике и написании слов Больше проблем в неправильном написании слов и выражении мыслей «на бумаге»
Убегают с уроков и/или бросают обучение в школе До 20 % от общего количества, но образование не заканчивают чаще До 80 % об общего количества, но чаще заканчивают образование

Естественно, это далеко не все различия между девочками и мальчиками, а всего лишь обобщенные данные. Конечно, многие женщины могут найти немало «мужского» в своем поведении и восприятии мира и людей. И наоборот: многие мужчины имеют «женские» черты в своем характере и поведении.

Хотя различия эти в основном предопределены генетикой и особенностями развития мозга у девочек и мальчиков, однако огромнейшее влияние оказывает и среда, в которой живут и развиваются дети. Имеются в виду не только условия жизни и питание, но и социальное окружение, то есть люди, которые чаще всего общаются с ребенком и оказывают на него влияние.

У новорожденных и младенцев первых месяцев жизни существенных различий, связанных с половой принадлежностью, практически нет. В дальнейшем «мужское» и «женское» формируется за счет отношения близких людей, которые проводят время с ребенком. Так сложилось еще на заре цивилизации, что к воспитанию девочек предъявлялись одни требования, а к воспитанию мальчиков — другие. И эти требования, как ни странно, до сих пор во многих этносах почти не изменились. Поэтому не удивительно, что формирование мужчины и женщины отражает многовековые интересы и традиции общества (фактически любого). Даже если в семье нет одного из родителей, находясь среди людей и общаясь с ними, ребенок будет стараться копировать особенности поведения, которые отличают представителей именно его пола.

Очень важно не перечить природе и не создавать из ребенка марионетку, куклу, копию себя или существо, соответствующее определенным требованиям, предпочитаемым родителями.опубликовано econet.ru.

21 декабря 2018

Церковный календарь:

Пятница, 29 марта 2024 г. (16 марта ст.ст.)
Седмица 2-я Великого поста

Постный день.

Подписка на новости:

Мы вконтакте: