история образа Божией Матери “Призри на смирение”.

За двухтысячелетнюю историю христианства прославились чудотвореннями и дарованием конкретной помощи около тысячи образов Божией Матери. К их числу можно отнести Псковскую икону «Призри на смирение».

                   Из кратких упоминаний в литературе об этой иконе известно, что впервые она явилась в 1420 году на Каменном озере, но нет никаких указаний на обстоятельства чудесного явления иконы. Можно предположить, что это событие произошло в утешение и ободрение псковичей в период большого бедствия, «морового поветрия» (голода), которое разразилось над псковской областью в 1420 году, при архиепископе Новгородском и Псковском Симеоне, в княжение Василия II Дмитриевича. Народ пришел в уныние и искал себе утешение в молитвах к Богу и Царице Небесной о помощи.

                   В Псковской второй летописи дважды встречается упоминание об этом образе:
«В лето 6934 (1426 г.) за старымъ Коложемъ, на Камене озере, бысть знамение: отъ иконы святыа Богородица идяше кровь, месяца септевріа въ 16 день; сіе убо знаменіе прояви на-хоженіе поганого князя Витовта и многое пролитіе христіаньскыхъ кровей».

                   Здесь же встречается и второе, более полное указание на произошедшее от иконы знамение:

                   «В лето 6934 (1426), тоя же осени, бысть знаменіе от иконы святыя Богородица, на Камене озере, у Василя у двора: шла кровь из правого ока, и на место капала, где стояла, и на пути шла кровь, как везли оть иконы въ убрусъ, какъ въ Псковъ провадили икону Пречистый, месяца сентября въ 16, на память святыя великомученицы Евфиміи».

                   Это знамение предшествовало ряду трагических событий, последовавших в ближайшие годы в княжестве: в то лето во Пскове был голод от Ильина дня и до Крещения, а во время пожара, случившегося весной, сгорело 40 дворов, и наконец, в этом же году литовский князь Витовт рассторг мир со Псковом и пришел с татарами завоевывать псковские волости. Подобные знамения, «знаки», святых икон подаются людям из мира невидимого и говорят о том, насколько безмерно велика любовь Богородицы к роду человеческому. Она стремится если и не уберечь, то хотя бы предупредить о надвигающихся несчастиях.

4_1_7

                   Как известно из приведенных летописных источников, икона Божией Матери «Призри на смирение» была перевезена в Псков и хранилась в соборном Троицком храме. В память этого перенесения, празднование в честь иконы было установлено 16/29 сентября.
Значение Троицкого собора (к. X — вт. п. XVII ст.), или дома Святой Троицы, как называли его современники, в истории города было велико. Судя по древности и прежнему богатству Пскова, а также и по усердию псковичей, с которым они украшали свой соборный храм, можно полагать, что в нем пребывало много замечательных икон. Здесь находилась Чирская икона Божией Матери, в драгоценной ризе, богато украшенной жемчугом и алмазами. Эта икона была перенесена в храм в 1420 году из Псковской Чирской волости, во время «трехдневного течения из очей ея слез» во время свирепствовавшей во граде Пскове и пределах его моровой язвы. Празднование этого образа установлено 16/29 июля. Эта икона сохранилась до настоящего времени. В храме пребывали Псковская и Тихвинская иконы Божией Матери, в ризнице собора было собрано много драгоценных сосудов и церковной утвари, княжеских грамот и других памятников отечественной истории. Еще в XIV веке эти предметы украшали храм и бережно хранились в нем. Однако, многие из этих реликвий до наших дней не дошли. Больше всего ризница страдала от опустошительных пожаров, которым Псков часто подвергался в преж-ние времена. Каждый пожар значительно сокращал число сокровищ собора. Самый большой ущерб был нанесен пожаром 1609 года, в огне которого погибли многие бесценные святыни, и мало что сохранилось от прежнего убранства храма. В своих работах знаменитый исследователь отечественных древностей Преосвященный Евгений (Болховитинов), впоследствии митрополит Киевский, а также граф М. Толстой и инспектор псковской семинарии А. Князев, говорят о том, что удалось найти в нем очень мало предметов глубокой древности. В XIX веке были составлены подробные описания ризницы Троицкого собора и тех ценностей, которые в это время находились в нем. Поскольку упоминаний о древней иконе «Призри на смирение», находившейся в этом соборе, уже не встречается, можно предположить, что псковский чудотворный образ погиб во время одного из стихийных бедствий, постигших собор, и по этой причине не дошел до наших дней. Авторы многочисленных книг, составленных в XIX-XX ст. и посвященных описанию чудотворных икон Пресвятой Богородицы, не дают сколько-нибудь полного повествования об этом образе и указывают только на факт явления в XV в. псковской иконы «Призри на смирение» и установления празднования в честь этого события. На этом и теряется след псковской святыни, но память о ней имеет свое продолжение.

                   В разные времена со многих почитаемых икон делались списки (копии). Что касается иконы «Призри на смирение», то таких списков известно немного. Один список конца XVII в. находится и поныне в Киевском Флоровском Вознесенском женском монастыре, а второй — икона Божией Матери «Призри на смирение» — украшает в настоящее время главный храм в Киевском Свято-Введенском мужском монастыре.

                   Поскольку в литературе и в архивных документах дореволюционного периода не встречаются какие-либо упоминания о ней, почти невозможно с точностью определить время ее написания и установить имя, несомненно талантливого иконописца, создавшего этот образ. Предположительно, киевская икона была написана в конце XIX века.

                   Икона «Призри на смирение» (XIX в.) была принесена в дар Введенскому храму осенью 1992 года схимонахиней Феодорой. В то время при храме еще существовала община, которую возглавлял игумен Дамиан. Икона явилась в эту святую обитель, в которой едва затеплилась монашеская жизнь, и благословение в лице чудотворной иконы, пришедшей в нее Промыслом Божиим и освятившей храм, послужило знамением к возрождению обители и ее дальнейшему процветанию.

Prizri_04

                   Схимонахиня Феодора (в миру Феодосия Дмитриевна Тоцкая) родилась в 1906 году в селе Хрещатое Черниговской губернии. С раннего детства она имела желание поступить в Киевский Введенский монастырь, где несла свое послушание ее родная тетя монахиня Фотиния. В Великий пост, вместе с монахиней этого же монастыря, в возрасте 12 лет, девочка пришла в обитель и поступила послушницей с именем Феодосия. Обладая хорошим слухом, несла послушание регента, управляла хором, во многом помогала игумений Еливферии, которая заботилась об обучении и воспитании девочки. С ранних лет Феодосия пользовалась уважением сестер. Со временем она приняла монашеский постриг с именем Феофания.

                   В 20-х годах священником Введенского женского монастыря был отец Борис Квасницкий, который вместе со своей семьей проживал при обители. Этому священнику и принадлежала икона «Призри на смирение». В 30-е годы, уже после закрытия монастыря, отец Борис был репрессирован. Незадолго до аре-ста, как бы предвидя свою трагическую судьбу, он обратился к монахине Феофании с просьбой позаботиться о его семье и сохранить икону. Просил также вернуть эту икону сыну Михаилу при благоприятных обстоятельствах. Выполняя наказ своего духовного отца, матушка Феофания помогла отправить сына священника к родственникам в Москву, а икону бережно хранила у себя.

                   После закрытия Введенского монастыря, матушка Феофания вынуждена была оставаться в миру и работала домработницей, а, когда после оккупации Киева немцами, в 1941 году мона-стырь возобновил свое существование, вернулась в обитель, принеся с собой икону Божией Матери.

                   В 1960 году монастырь был вторично закрыт, матушка Феофания, став насельницей Флоровского Вознесенского монастыря, разместила икону в своей келье. Все это время монахиня поддерживала связи с сыном священника — Михаилом, который вернулся в Киев через много лет уже со своей семьей. Он был настолько напуган расстрелом отца, что, стремясь оградить от возможных неприятностей свою семью, никогда и никому, кроме дочери, не рассказывал о трагедии. Михаил часто наведывался во Флоровский монастырь к матушке Феофании и радовался, что удалось сохранить икону. В течение всех этих лет икона «Призри на смирение» находилась в келье у монахини, которая со временем приняла схиму с именем Феодора. Каждый год, 16/29 сентября, в день памяти иконы, в келье у матушки вечером читался акафист «Благовещения Пресвятой Богородицы», а утром, с благословения игумений монастыря, служился молебен с водосвятием, в котором принимали участие насельницы обители. По воспоминаниям матушки Магдалины, в последний год пребывания иконы в этом монастыре, произошло событие, запомнившееся многим. Схимонахиня Феодора, в то время уже немощная и слепая, практически не выходила из своей кельи. Ее келейница, монахиня Магдалина, приводила в порядок келью, готовясь к утреннему молебну. Время было позднее, она прилегла отдохнуть и не заметила, как уснула. Проснулась внезапно, как будто кто-то толкнул ее в бок, и с ужасом увидела, что келья заполнена дымом. От свечи, стоявшей перед образом в массивном подсвечнике, воспламенилась бумага на столике, рядом обгорела стена. Пламя уже готово было перекинуться на занавеси, и тогда могло произойти непоправимое. Но Божия Матерь отвела несчастье, пожар был вовремя замечен и потушен.

SONY DSC

SONY DSC

                   Незадолго до своей кончины, схимонахиня Феодора пригласила к себе Михаила с тем, чтобы решить, как в дальнейшем поступить с иконой. Матушка предложила оставить икону во Флоровском монастыря, поскольку много лет она хранилась и почиталась здесь. Но Михаил отказался. В память об убитом отце, он пожелал, чтобы образ обрел себе достойное место в том храме, где мог бы стать действительно почитаемой святыней, доступной многим верующим. Он знал, что Введенская церковь вновь была открыта, в ней возобновились богослужения, и передал икону возрожденной обители. Таким образом, икона «Призри на смирение» оказалась в храме, где она пребывала прежде, и где отсутствовала долгих и трудных 30 лет.

                   Для иконы размером 110х72 см изготовили специальный киот, и она была установлена в храме, слева от иконостаса.

                   Икона Божией Матери «Призри на смирение» относится к так называемому типу изображения Богородицы — «Одигитрия» (Путеводительница), о котором упоминалось выше. Тип изображения «Одигитрии» не соотносится ни с текстом Священного Писания, ни с акафистом Божией Матери, что дает определенную свободу решения композиции иконы. Поэтому существуют варианты изображения «Одигитрии», когда Младенец может находиться на правой или левой руке Богородицы, изображаться в полный рост, или сидящим на коленях у Матери, в руке может держать свиток или атрибут царской власти. Появление какого-либо варианта изображения могли разделять целые столетия.

                   Традиционно на иконах этого типа Богоматерь держит Младенца на левой руке, причем Иисус изображается фронтально, взирая на молящихся и благословляя их правой рукой. В этом величественном единстве, благородной гармонии особенно подчеркивается Божественность Христа, Его неземная власть и сила. Киевская икона «Призри на смирение» соответствует этому типу изображения Богородицы с Младенцем. Образ Богородицы, наделенный Божественной силой, высокой духовностью, торжественен и строг. Все в Ее облике овеяно какой-то удивительной тонкой красотой и изысканностью. В лице, почти классическом по правильности пропорций, особое внимание привлекают ее огромные, внимательные глаза, которые смотрят на тебя, в какой бы части храма ты не находился. Столько в них глубины и понимания, от этого проницательного взора ничего невозможно скрыть. Причем, выражение глаз бывает разным: иногда Богородица строга и серьезна, а в другой раз Ее глаза светятся добротой и участием, и едва заметная улыбка просветляет Лик. Это трогательный образ материнской любви, хрупкости и призрачности материнского счастья в жестоком мире. Нежность сочетается с задумчивостью, тревогой и печалью Матери, предчувствующей гибель Сына. Такой представляли образ Матери, разделившей с Сыном тернистый жизненный путь, наши предки, такой Она предстает перед верующими и ныне, через тысячелетие после принятия христианства.

                   Икона своей необычайной красотой привлекала к себе внимание верующих, которые часами могли молитвенно простаивать перед образом. Благодаря этой иконе и сам Введенский храм стал известен в городе. Но вскоре произошло событие, ставшее выдающимся в истории этой обители и взволновавшее не только прихожан, но и всю общественность Киева.

                   Летом 1993 года настоятель Введенской общины, игумен Дамиан, обратил внимание на потемневшие краски иконы, находящейся в деревянной раме под стеклом. Было принято решение пригласить реставраторов, чтобы определить причины изменения красочного слоя.
Однако, 1 августа, в день памяти прп. Серафима Саровского, когда рама со стеклом была снята, все присутствовавшие увидели, что тональность красок на иконе не изменилась, а на стекле с обратной стороны явился чудесный серебристый отпечаток, в точности повторивший силуэты Богоматери и Младенца. Киевское чудо можно было сравнить со знаменитой Туринской плащаницей, сохранившей точный отпечаток тела Христа. Весть о произошедшем чуде быстро распространилась по городу, в храм стали приходить не только паломники, чтобы принести молитву Небесной Заступнице, но и посетители, имеющие к церкви весьма отдаленное отношение, которых сюда привело простое человеческое любопытство.

d-l7Sy3XzXQ

                   Отношение к произошедшему событию с самого начала было неоднозначным. С одной стороны, верующие люди с огромной радостью приняли весть о знамении, произошедшем от иконы Божией Матери, и само явление не вызывало никакого сомнения. В то время, как некоторые киевские ученые были убеждены, что это очередная фальсификация. Они потребовали проведения всестороннего исследования отпечатка на стекле, а также и чудотворной иконы, с тем, чтобы разоблачить обман. Его Блаженство Владимир (Сабодан) Митрополит Киевский и всея Украины дал свое благословение на проведение исследовательских работ. При этом было поставлено одно условие, чтобы икона и стекло с отпечатком не выносились из храма, ибо подобное деяние явилось бы явным непочтением к образу Божией Матери.

                   В течение года проводились тщательные исследования сотрудниками Института судебной экспертизы, Политехнического и других научных институтов. С этой целью в храм была привезена специальная аппаратура. Учеными высказывалось много научных гипотез, однако, было установлено, что произошедший процесс наука пока что не может ни объяснить, ни воспроизвести, поскольку подобное явление в то время больше нигде еще не встречалось. В результате изучения произошедшего чуда киевскими учеными установлено, что отпечаток изображения на стекле светло-серого цвета — органического происхождения и является нерукотворным отражением Лика Богоматери и Младенца, который на темном фоне выглядит негативом, а на белом — позитивом. Таково заключение ученых, имеющих в своем распоряжении современную аппаратуру и новейшие методы научных исследований. Ответы на многие вопросы так и не были найдены, но все были единодушны во мнении, что речь идет об одном из чудес XX века. Все эти  события были запечатлены в видеофильме режиссера А.Лесового «Киевское чудо», который можно и сейчас приобрести в обители.

prizriinaismirenieianonsi2011

                   22 ноября 1995 года в Киево-Печерской Лавре состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Митрополита Киевского и Всея Украины Владимира (Сабодана). Священный Синод заслушал сообщение Митрополита Никодима о чудесном явлении от иконы Божией Матери «Призри на смирение» в Киевском Свято-Введенском монастыре и последующих исцелений, произошедших как от самого образа, так и от отпечатка на стекле. Священный Синод постановил считать Киевскую икону Божией Матери «Призри на смирение» — чудотворной, с празднованием в ее честь 16(29) сентября. Каждый год, 19 июля(1 августа), в день памяти прп. Серафима Саровского, в обители так же торжественно отмечается день явления чуда.

26 октября 2015

Церковный календарь:

Среда, 24 апреля 2024 г. (11 апреля ст.ст.)
Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий)

Постный день.

Подписка на новости:

Мы вконтакте: