Мы вроде в Церкви, вроде верующие, но все равно одиноки. Почему?

В редакцию журнала «Фома» пришел вопрос читательницы:

Мне 25 лет. У меня есть друзья, но я все равно чувствую себя одинокой, потому что не ощущаю с ними духовной близости, хотя они верующие, и я тоже. В моей жизни было мало людей, с которыми я эту близость чувствовала, но они все так или иначе ушли из моей жизни. Я стараюсь относиться к этому философски, пытаюсь использовать время одиночества для своей пользы, но получается плохо. Нет у меня такого человека, к которому я могла бы обратиться в любое время. А мне так хотелось бы и самой дарить тепло, и принимать его.

Подобных писем от людей, которые уже живут церковной жизнью, но все равно страдают от одиночества, в редакцию «Фомы» приходит очень много. Почему так происходит, мы попросили рассказать иерея Игоря Спартесного, клирика храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках (Москва).

Мы вроде в Церкви, вроде верующие, но все равно одиноки. Почему?Людей, которые страдают от одиночества, я действительно встречаю очень часто. И за годы пастырского служения понял: есть разные методы, чтобы сделать боль от одиночества менее острой, но полностью исцелить ее нашими «земными» средствами нельзя. «Ту пустоту, которая остается в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить», — говорил святитель Николай Сербский. Отсюда следует, что эту пустоту, эту дыру в душе может заполнить только Бог.

Но что это такое — наполненность Богом? Я бы сравнил это чувство с влюбленностью. Многим из нас знакомо состояние, когда у тебя за спиной вырастают крылья и ты летишь на долгожданную встречу с любимым, невзирая на усталость и проблемы. Правда, удержаться в этом состоянии надолго тяжело. Но пока ты в нем, ты испытываешь нечто противоположное одиночеству и у тебя остается доказательство того, что можно жить по-другому — с чувством наполненности, а не пустоты. Но сохранить это чувство самому, без Бога — невозможно.

Я уже восемь лет занимаюсь зависимыми людьми, опустошенными полностью. За это время я видел, как, обретя Бога, воцерковляясь, они менялись: многие создали семьи, родили детей. Но они, как никто другой, знают, что стоит отойти от Источника наполнения, как снова начнешь опустошаться. Наполнение будет, но другого разряда — губительного, а не спасительного.

Но читательница задает больной вопрос: вот мы вроде и в Церкви, вроде верующие, а этой наполненности не чувствуем. Да, это наша беда. Мы сами по какой-то причине отказываемся от наполненности или не можем ее принять. Что же это за причина? Проще всего объяснить на примере отношений родителей и ребенка.

Если мой ребенок не слушается, если после всех попыток воспитания он продолжает жить в своенравии и своеволии, я перестаю усердствовать, иначе это лишь подольет масла в огонь. Я просто не вступаю с ним в доверительные отношения, не проявляю активно заботу о нем, не даю советов и, любя, жду, когда он сам осознает свои ошибки и захочет вернуть мое расположение к себе.

Так же и в отношениях с Богом: мы сами отдаляемся от Него. Бог всегда готов избавить нас от одиночества, но мы не всегда готовы это избавление принять.

Мы вроде в Церкви, вроде верующие, но все равно одиноки. Почему?

Бывает, мы и в храм ходим, и в таинствах Церкви участвуем, а благодати все равно не чувствуем. Возникает духовное уныние: появляется чувство богооставленности, а отсюда — одиночества. Но вспомните пример преподобного Серафима Саровского: он жил в лесу в полном одиночестве, и при этом нельзя сказать, что он был одинок.

Одиноким он стал, когда от него отошла благодать, и чтобы вернуть прежнее состояние, он стал сугубо молиться тысячу дней, тысячу ночей на камне, и Господь снова наполнил его благодатью. В терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21:19) Это пример того, как святой преодолевал одиночество через постоянную молитву, через отсечение своего «хотения», потому что оно будет рождать скорби, потому что не всегда все происходит по-твоему. Не сомневаюсь, что преподобный Серафим и умер бы на камне, совершенно доверяя Богу: не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22:42)

Мне кажется, что в каких-то ситуациях нам нужно точно так же прилагать больше духовных усилий, более ревностно доказывать свое желание жить в Боге: молиться, поститься, читать Евангелие, участвовать в Таинствах.

Мы должны доказать, что нам нужно присутствие Бога в нашей жизни, что нам нужна Его благодать — не для того, чтобы получить и растратить ее попусту, а для дела, для пользы. Я, например, не даю своему сыну деньги, если вижу, что он их не тратит или тратит на всякую ерунду. Примените свои навыки и таланты так, чтобы быть полезной другим: организуйте приходской театральный кружок, пойте в церковном хоре, участвуйте в молодежных движениях, в социальных программах. Обязательно развивайте себя, читайте не детективы, а духовную литературу. От этого тоже начинаешь наполняться — и чувство одиночества проходит.

Мне и самому знакомо чувство, когда тебя оставляет благодать. И тем людям, которые приходят ко мне с болью об этом, я говорю: молитесь! Не пренебрегайте церковными таинствами, ищите поддержку среди других людей — и ныне живущих, и ушедших, но оставивших свой опыт в книгах. Потому что одиночество — это не та проблема, с которой можно справиться в одиночку.

И еще. Помните, что у вопроса об одиночестве есть не только трагическое измерение. Я, например, как отец пятерых детей, иногда мечтаю насладиться тишиной и уединением. А почему многие святые уходили в отшельники? Да потому что они поняли: никто в миру не сможет сделать их более счастливыми, чем Господь, и уходили жить в пустыню или в лес, чтобы остаться вдвоем с Богом.

Вы спросите: что же, если я не нашел себе друга или пары на земле, мне теперь в отшельники идти? Я призываю вас к одному: просить Бога проживать эту жизнь с вами. А в монашестве или в миру, в уединении или в браке — уже не так важно. Ведь если Бог будет с вами, вы никогда не почувствуете себя одиноким.

Хочу утешить и тех, кто по какой-то причине, как им кажется, остались одни. У меня умерла жена — в тот момент от меня убрали ровно половину. Но я не помню, чтобы почувствовал, что остался один. Потому что ты всегда имеешь гораздо больше, нежели теряешь, — Бога.

https://foma.ru

11 апреля 2019

Церковный календарь:

Пятница, 29 марта 2024 г. (16 марта ст.ст.)
Седмица 2-я Великого поста

Постный день.

Подписка на новости:

Мы вконтакте: