НАМЕСТНИК АРХИМАНДРИТ ПИМЕН (ИЗВЕКОВ) И ПРЕДСКАЗАНИЕ СТАРЦА СИМЕОНА

С 1949 по 1954 год Наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря был архимандрит Пимен (Извеков) — достойнейший преемник Епископа Владимира, которому досталось в трудный удел восстанавливать монастырь, значительно пострадавший от фашистских бомбардировок. За три года, при новом наместнике, обитель ещё больше благоустроилась. Авторитет его среди братии был очень высок. Служения архимандрита Пимена отличались исключительной торжественностью, строгостью и многолюдством.В это время в Псково-Печерской обители подвизался и старец Симеон (Желнин). Прекрасно описывает свои впечатления от встречи со старцем церковный писатель Р. Днепров:”Да, время потеряло здесь свою власть. Вот он, слегка согбенный, сухой, вышел из выдолбленной в скале пещерки, своей кельи, прищуренными с темноты глазами окинул пустынный, залитый вечерним светом монастырский двор, с поклоном широко перекрестился перед вратами храма и медленной походкой направился к скамеечке перед широкой железной дугой на цепях, большой клумбой под нею с пышными разноцветными астрами, гладиолусами и бархатно-темными анютиными глазками. На нём черный куколь и мантия с белыми позументами, крестом и адамовой головой. А лицо схимника — лицо необыкновенной мягкости, легкой усталости и доброты — ничем не похоже на лицо аскета в западном понимании этого слова. Длиннопалая старческая рука, мозолистая и вместе с тем мягкая, как бы ищет человеческую голову — утешить, приободрить, приласкать.

Иеросхимонаху Симеону восемьдесят четыре года. Он, по словам его, из ”низовых” людей, как, впрочем, и преимущественное большинство иноков,— в миру был столяром-краснодеревцем.

Еще и сейчас в маленьких сенцах перед его кельей стоит верстак и полка под ним полна резцов, долот, стамесок, лекал и точных маленьких фуганков, и в часы, свободные от молитвы, он всегда что-то выпиливает, выдалбливает, вырезывает, подгоняет, сколачивает, склеивает, а тридцать шесть тяжелых каменных, украшенных орнаментом тумб, держащих цепи, которыми опоясаны монастырские колодцы и цветники,— тоже труд его прилежных и неутомимых рук.

Провидцем слывёт у верующих края отец Симеон,— многие его советы в делах — и общественных, и личных, интимных, сложных — сбываются подчас в полной точности.

— Да совсем я не прозорливец, — с легким смущением, с мягкой досадой в голосе говорит он. — Великий дар прозрения дает Господь избранным Его, а тут просто долголетие мое помогает, — зашел в дом раньше других, вот и порядки его лучше знаю. Приходят ко мне люди с горестями своими и сомнениями, а взволнованный человек подобен ребенку, он весь на ладони.

Случилось с человеком несчастье, вот он и точность душевных очей теряет, впадает либо в уныние, либо в дерзость и ожесточение. А я и мирской круг хорошо знаю, и жизнь прожил долгую, и сам Господней силой огражден от бед и соблазнов, и как же мне в меру малых сил моих не поддержать брата моего, спутника на земной дороге, когда он притомился раньше, чем я…

Улыбка ложится на иссеченное морщинами лицо, из-под густых, сильно выступающих вперед бровей живо вспыхивают светлые глаза.

— Всяческой малостью, суетой, неведением, слепотою люди омрачают чудо, — поворачивается он к собеседнику,— дивный дар Господень — человеческую жизнь! Не купишь её, не заработаешь — на, человек, приими награду бесценную!.. Радость, радость, великая радость, — неторопливо протягивает он руку к горящим в закатном солнце золотым рипидам перед куполами собора, к вековым липам наверху, ко всему безмятежью, которым дышит этот тихий час u1091 уходящего дня”[1].

Старец Симеон предсказал архимандриту Пимену о его Архиерейской хиротонии и Патриаршем служении, о чем свидетельствуют некоторые из братии, в частности архимандрит Нафанаил (Поспелов).

Родиной Наместника архимандрита Пимена был город Богородск, находящийся в нескольких десятках километров к востоку от Москвы. 23 (10 — по старому стилю) июля 1910 года в семье Михаила Карповича и Пелагеи Афанасьевны Извековых родился сын, а через неделю младенец был крещен с именем в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского, великого печальника земли Русской.

Михаил Карпович — механик на глуховской фабрике Арсения Морозова, — человек умный, доброжелательный, чуткий к нуждам рабочих, большую часть времени проводил на работе, и труды по воспитанию сына в основном ложились на плечи матери — Пелагеи Афанасьевны, набожной, проникнутой строгим русским православным духом; она отличалась тонким ясным умом, беспредельной кротостью и добротой.

Рос и воспитывался Сергей Извеков в строгой атмосфере, проводя часы за чтением книг, молитвами. Мать умело направляла воспитание своего сына, а так как в доме было много духовной литературы, то она часто читала Сергею вслух, а скоро его самого с трудом можно было оторвать от чтения. Ознакомившись со Священной Историей Ветхого и Нового Заветов, он стремился глубже постичь непреходяшее значение Христова учения. Появились любимые духовные писатели, такие как Иннокентий, Архиепископ Херсонский.

Храм стал для Сергея самым дорогим местом в жизни. Его трогало благолепие церковных служб, церковное пение глубоко проникало в душу. Вместе с матерью он посещал близкие сердцу русского христианина священные места.

Вспоминая свое первое паломничество в Троице-Сергиеву Лавру, будущий её Священноархимандрит говорил: ”Привезенный своей родительницей в святую Лавру Сергиеву, когда мне исполнилось восемь лет, я впервые исповедовался и причащался Святых Таин в Зосимо-Савватиевской церкви Лавры”[2]. В городской школе Сергей всегда был одним из лучших учеников. В праздничные и свободные от учебы дни он — в храме: читает и поет на клиросе, иподиаконствует у Епископов Богородских Никанора и Платона.

В 1923 году Сергея, обладавшего прекрасным голосом, пригласили в архиерейский хор. Пение в хоре соединялось с серьезными теоретическими занятиями. Вскоре он сам уже пробовал силы в управлении хором своих сверстников при паломнических поездках по святым местам Центральной России.

В 1925 году после окончания школы Сергей переехал в Москву и вскоре в Сретенском монастыре принял постриг в рясофор с именем Платон, а в 1927 году 4/21 сентября в одном из скитов Лавры был пострижен в монашество игуменом Агафодором с наречением имени Пимен — в честь подвижника Египетской пустыни преподобного Пимена Великого.

После пострижения в монашество и прохождения иноческого искуса в лаврском скиту Параклита монах Пимен руководил хором в Московском храме во имя преподобного Пимена Великого.

16/3 июля 1931 года монах Пимен был рукоположен во иеродиакона в Богоявленском храме г. Москвы, и там же 25/12 января 1932 года владыка Филипп совершил его хиротонию во иеромонаха. Он продолжает управлять хором Богоявленского собора, а также церковными хорами и в других московских храмах, продолжая лучшие традиции русских церковных регентов.

В эти годы иеромонах Пимен дружил с художником Павлом Кориным. Среди образов знаменитого коринского ”Реквиема” (известного еще под названием ”Русь уходящая”) особо выделяется 25-летний иеромонах Пимен.

В 1946 году иеромонах Пимен продолжал священнослужение в Одесской епархии, которой управлял тогда Епископ Херсонский и Одесский Сергий (Ларин). Отец Пимен был также казначеем Одесского Ильинского монастыря, помощником благочинного монастырей епархии, преподавал в открывшейся в то время Одесской духовной семинарии, исполнял другие послушания. За неутомимые труды иеромонах Пимен в декабре 1947 года был удостоен сана игумена с возложением креста с украшениями. В том же году он перешел в Ростовскую епархию. Игумен Пимен занимал должность секретаря епископа, был членом епархиального совета и ключарем Кафедрального собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону.

Обладая драгоценной способностью вносить порядок и благочиние в церковную жизнь прихода, монастыря, епархии, игумен Пимен вскоре был призван к более ответственному служению: Указом Святейшего Патриарха Алексия он в конце 1949 года был назначен Наместником Псково-Печерского монастыря.

На Светлой седмице в 1950 году Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков), временно управляющий Псковской епархией, возвел игумена Пимена в сан Архимандрита.

Псково-Печерский монастырь нуждался после трудных военных лет в значительном ремонте и благоустройстве. Архимандрит Пимен провел в обители большие ремонтно-реставрационные работы.

В прежней красе предстали храмы обители, хранящие бесценные произведения церковного искусства, дорогие православному сердцу святыни: образ Успения Пресвятой Богородицы, чудотворную Владимирскую икону Богоматери, древний образ преподобного Корнилия Печерского, резное изображение святителя и Чудотворца Николая, запрестольный беломраморный образ Воскресения Христова и многие другие святыни.

Архимандрит Пимен мудрым и рассудительным управлением благоустроил всю монастырскую жизнь и снискал у братии и многочисленных паломников глубокую любовь.

Наместник Архимандрит Пимен с братией. 1951 г.
Наместник Архимандрит Пимен с братией. 1951 г.

Благодарная память об архимандрите Пимене, его добром сердце и душевной отзывчивости и поныне жива в Псково-Печерской обители.В январе 1954 года архимандрит Пимен был назначен Наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 4 ноября 1957 года ему определено было быть епископом Балтским, викарием Одесской епархии.

Архимандрит Пимен в речи при наречении во Епископа в частности сказал: ”Я же свое избрание на епископское служение с глубоким смирением и послушанием принимаю как волю Божию и твердо верю в то, что вседетельная благодать Святого Духа коснется меня через возложение Ваших святительских рук и укрепит меня на великое служение Церкви Божией, помогая ходить достойно звания, в которое я призван. Тогда малые крупицы духовного хлеба, преломленные во благословении, смогут напитать через меня тысячи алчущих душ”[3].

18 апреля 1970 года, после блаженной кончины Святейшего Патриарха Алексия, Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен вступил, в соответствии с ”Положением об управлении Русской Православной Церковью”, в должность Местоблюстителя Московского Патриаршего престола.

2 июня 1970 года Поместный Собор Русской Православной Церкви единогласно избрал Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена Патриархом Московским и всея Руси.

Интронизация Святейшего Патриарха Пимена совершилась 3 июня в день всероссийского праздника в честь Владимирской иконы Божией Матери.

Его Святейшество воспринял это как благое предзнаменование особого покровительства Богоматери. ”Владимирский образ Божией Матери,— говорил Святейший Патриарх Пимен,— это московская святыня, святыня тех мест, где я родился. Он был нашим семейным образом, он стал моим образом на пути иноческого делания. В день празднования этого же образа по благословению Царицы Небесной совершалась моя интронизация”[4].

Так исполнилось предсказание скромного Псково-Печерского старца Симеона.

Из воспоминаний архимандрита Иоанна (Крестьянкина) о встрече и беседе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом (Извековым), заимствованной нами из проповеди батюшки:

”Вместе с жезлом патриаршим Патриарху вручается и завет его предшественников, и заветы, хранящиеся церковью уже на протяжении тысячелетия. И так случилось, дорогие мои, что я могу высказать эти заветы не из книг, но слышанные мною лично из уст Патриарха Пимена. Они прозвучали в частной беседе моей с Патриархом, но сказаны были так значительно, так категорично и со властью.

Вот что было сказано милостью Божией Святейшим Патриархом Российским Пименом.

Первое. Русская Православная Церковь неукоснительно должна сохранять старый стиль — Юлианский календарь, по которому преемственно молилась тысячелетие Русская Церковь.

Второе. Россия как зеницу ока призвана хранить Святое Православие во всей чистоте, завещанное нам святыми нашими предками.

Третье. Свято хранить церковно-славянский язык — святой язык обращения к Богу.

Четвертое. Церковь зиждется на семи столпах — семи Вселенских соборах. Грядущий VIII Собор страшит многих, да не смущаемся этим, а только спокойно веруем в Бога. Ибо если будет в нем что-либо, несогласное с семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе его постановления не принять”[5].

Архимандрит Нафанаил (Поспелов) рассказывал о таком случае. Однажды Святейшего Патриарха Пимена спросила корреспондент одной из газет:

– Ваше Святейшество! Вы достигли вершины в Русской Православной Церкви. Есть ли у Вас еще какое-то желание?

Святейший ответил:

– Есть маленький древний монастырь в городе Печоры Псковской области. Так вот я бы хотел быть привратником в этой обители на месте монаха Аввакума.

В указанных словах Святейшего Патриарха Пимена обозначена тяжесть Первосвятительского креста…

О Преславнаго Чудесе. Псково-Печерский монастырь, 1999. С. 135–142.

7 июля 2015