Есть ли проблема с детской литературой?

В рамках Международного книжного салона, который проходил в Петербурге с 21 по 24 мая, проводились конференции и круглые столы, посвященные современному состоянию детской литературы, ее развитию, перспективе работы писателей, издателей и ученых.

0D2K5555

Интересный доклад на конференции 23 мая представила доктор педагогических наук, заведующая кафедрой общей и специальной педагогики Института специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга Наталья Свирина. Она говорила о том, что чтение для детей и подростков крайне важно, так как оно способствует развитию понимания причинно-следственных связей, и ребенок в дальнейшем не ставит себя «центром вселенной», пытается понять других людей. Чтение формирует сочувствие, сопереживание, готовность к диалогу. Обсуждая прочитанную книгу, ребенок учится навыкам аргументации своей точки зрения. Наталья Михайловна акцентировала внимание на том, что любовь к чтению закладывается дома, в семье, но в наши дни теряется практика семейного чтения. Представленные ею данные показали, что родители уже очень редко читают книги 9-ти летним детям, а подросткам 5-6 классов перестают совсем – за редким исключениям отдельных семей. Приучают к чтению ребенка, прежде всего, мамы и бабушки, однако, очень важно, чтобы читали детям также отцы и дедушки. Наталья Свирина также отметила, что педагогам и библиотекарям обязательно надо работать с семьей, чтобы дети заинтересованно, а не «из под палки» читали книги.

P1050346

Продолжил поднятую тему профессор, доктор философских и филологических наук, руководитель Центра исследований детской литературы Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств Валентин Головин. Он утверждает, что «не-чтение» в наше время – это миф. Дети читают. Но список обязательных книг, утвержденный школьной программой, только опосредованно влияет на чтение. Валентин Вадимович согласился с предыдущим оратором, что самое главное – это семья, в которой бабушки и дедушки, как это и было раньше в традиции нашей страны, а потом уже мамы и папы являются основными трансляторами культуры. Но, к сожалению, он признал, что сейчас с этим вопросом проблема, т.к. люди много времени уделяют работе, и в семьях дети часто остаются без должного внимания. Валентин Головин также поднял вопрос о важности знать, что читает ребенок, как он воспринимает сюжет, видит ли он сны, связанные с ним, пытается ли сам изменять сюжет произведения. Ученый отметил, что дети читают сами, но на 80 % не то, что мы им рекомендуем. И круг чтения современного ребенка не всегда повторяет наш. Затем Валентин Вадимович передал слово представителям ведущих издательств страны, которые познакомили присутствующих с новинками литературы для подростков.

P1050353

24 мая в Зеленом шатре состоялась встреча писателей секции «Литература для детей и юношества» Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России с родителями и педагогами. Кандидат педагогических наук, член Союза писателей России Гурия Османова говорила о необходимости развивать культуру чтения. Она отметила, что дети могут красиво, выразительно читать стихи и делают это с большой радостью. Доказательством этого стали выступления воспитанников дошкольных учреждений на городском конкурсе чтецов «Разукрасим мир стихами». Конкурс прошел этой весной в Доме Писателя на ул. Звенигородской, д. 22., где дети, победители районных туров, с большой радостью и воодушевлением читали стихи современных петербургских детских поэтов. Для всех этот конкурс стал большим поэтическим праздником.

Писательница Елена Суланга (Елена Дилакторская) рассказала еще об одном направлении работы писательской организации. Это совместная работа членов Союза, в том числе детской секции, с Отделом религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии (ОРОиК) в создании литературной странички епархиального журнала «Верующий разум» и детского журнала «Сундучок». «В наше время, – отметила она, – нужно не только обладать навыками грамотного и красивого письма. Необходимо уметь разбираться в религиозно-философских направлениях научной мысли. Быть по-современному грамотным – это более высокий культурный уровень, где крайне важен широкий кругозор и система знаний. Помочь этому становлению и призван наш журнал «Верующий разум», авторами которого являются известные ученые, как богословских, так и светских областей науки».

Перед собравшимися также выступил председатель Союза писателей России Борис Орлов. Он высоко оценил деятельность детской секции и пожелал всем, и читателям, и писателям побольше хороших книг.

В завершение дня Гурия Османова задала присутствующим вопрос «Так есть ли проблема с детской литературой? Или это просто домыслы?», на который предложила ответить на следующей встрече в Книжном Салоне, добавив, что «проблема, наверное, в духовно-нравственном воспитании, а не в самой литературе как таковой. И в том пути, который мы все должны выбрать. Кончено же, самое важное – не потерять культурные традиции, которые закладываются с раннего детства в кругу семьи».

Пресс-служба ОРОиК СПб епархии

28 мая 2015

Церковный календарь:

Воскресенье, 17 января 2021 г. (4 января ст.ст.)
Неделя 32-я по Пятидесятнице

Подписка на новости:

Мы вконтакте: