• Большинство родителей поддерживает расширение курса Основ религиозных культур в школе

Большинство родителей поддерживает расширение курса Основ религиозных культур в школе

Минобрнауки: Большинство родителей поддерживает расширение курса Основ религиозных культур в школе

Об этом говорят результаты исследования, проведенного по поручению Минобрнауки в начале 2015 г., которые представил ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Евгений Малеванов на заседании Общественного совета при Минобрнауки России, главным вопросом которого стали проблемы и перспективы преподавания в школе курса ОРКСЭ.


По благословению Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации в работе Совета приняли участие  заместитель Председателя Отдела игумен Митрофан (Шкурин) и руководитель сектора Основ православной культуры диакон Герман Демидов.

Перед сегодняшним заседанием Общественного совета директор 109-й московской школы Евгений Ямбург, сопредседатель Совета, отметил: «Ни одна из мировых религий злу не учит, — сказал заслуженный учитель России. — На глубинном уровне все религии вообще пересекаются. И дети должны знать это. Да, ценностная вертикаль жизни стоит на святынях. И мы должны искать то, что нас объединяет». При этом Евгений Ямбург высказался против поспешных действий в вопросе расширения курса ОРКСЭ.

Вместе с тем результаты исследования, проведенного по поручению Минобрнауки в начале 2015 г., показали, что более половины опрошенных родителей российских школьников поддерживают расширение преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).

Как сказал на заседании Общественного совета ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Евгений Малеванов, «более половины опрошенных родителей поддержали расширение курса ОРКСЭ, и половина из тех, кто поддерживает, считают, что нужно осуществлять образовательный процесс во внеурочное время в форме факультативных занятий или же в рамках отдельных предметов направленности, это прежде всего литература, история, мировая художественная культура».

Он добавил, что в исследовании принимали участие около 6 тыс. родителей четвероклассников, изучающих ОРКСЭ на протяжении шести месяцев. В опросе участвовали респонденты из всех регионов РФ.

В свою очередь, директор Департамента госполитики в сфере общего образования Анастасия Зырянова отметила, что на сегодняшний день почти 1,5 млн российских школьников изучают курс ОРКСЭ в 21 регионе.

По мнению представителей Синодального отдела, существует несколько вариантов позитивного развития ситуации с «преподаванием в общеобразовательных учреждениях основного общего и среднего образования предметов, связанных с религией».

Это, во-первых, расширение ОРКСЭ по всем ступеням и годам обучения в общеобразовательной школе в качестве стержневого курса.

Во-вторых, внесение в содержание школьных предметов гуманитарного цикла знаний о роли традиционных религий в истории и культуре России и, соответственно, установление межпредметных связей между стержневым курсом ОРКСЭ  и другими школьными предметами, имеющими воспитательную направленность.

И, в-третьих, на региональном уровне развитие духовно-нравственного воспитания за счет включения в число предметов, преподаваемых в рамках компонента, формируемого участниками образовательного процесса, предметов, курсов (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Как это уже имеет место в ряде регионов (Белгород, Курск, Московская область, Смоленск, Чеченская Республика и др.). Это может быть «Духовное краеведение», «Истоки», «Основы православной (исламской) культуры» и др.

По мнению представителей Синодального отдела, главная проблема заключается в несоответствии сроков преподавания предметов по религиозным культурам масштабу воспитательных задач, стоящих сегодня пред школой. В настоящее время предметы по религиозным культурам и светской этике преподаются только в одном 4-м классе один учебный час в неделю. В связи с этим не выработана практика профильной подготовки педагогов по религиозным культурам, пока недостаточен опыт конструктивного сотрудничества в образовательном пространстве представителей органов управления образованием, традиционных религиозных организаций, педагогов и родителей.

Как уже отмечалось ранее, Русская Православная Церковь предлагает выработать «дорожную карту», в соответствии с которой могла быть проведена работа по подготовке необходимой инфраструктуры (в том числе методической базы, программ, учебников, пособий, системы подготовки преподавателей) для планомерного расширения преподавания курса. В рамках такой совместной работы удалось бы решить ряд существующих сегодня проблем.

«Полагаю, что работу по расширению ОРКСЭ можно и нужно начинать. Она потребует времени — не менее пяти лет, но надо начинать и приступить к делу с наступающего 2015 года», — отметил Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий в ходе заседания рабочей группы по выработке подходов, направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировых религий, состоявшегося 28 ноября 2014 года в Министерстве образования и науки РФ.

О необходимости расширения курса Основ религиозной культуры и светской этики говорил с трибуны Государственной Думы и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в рамках III Рождественских парламентских встреч.

В работе Общественного совета приняли участие Министр образования и науки Дмитрий Ливанов, заместители Министра, руководители структурных подразделений ведомства, члены Общественного совета, заместитель президента Российской академии образования Виктор Басюк, представители традиционных религиозных общин России, педагогического и родительского сообщества, разработчики учебников, представители органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

16 апреля 2015

Церковный календарь:

Пятница, 29 марта 2024 г. (16 марта ст.ст.)
Седмица 2-я Великого поста

Постный день.

Подписка на новости:

Мы вконтакте: