• ВЫСТАВКА “НАПИСАЛ СЕЙ СВЯТЫЙ ОБРАЗ…” ОТКРЫЛАСЬ В МУЗЕЕ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ Подписные иконы из коллекции Государственного музея истории религии

ВЫСТАВКА “НАПИСАЛ СЕЙ СВЯТЫЙ ОБРАЗ…” ОТКРЫЛАСЬ В МУЗЕЕ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ Подписные иконы из коллекции Государственного музея истории религии

В Государственном музее истории религии открылась выставка, представляющая более 80 подписных, т.е. тех, на которых стоит подпись создавшего их мастера, икон из коллекции Музея. Всего в собрании Музея насчитывается более 450 таких икон, выполненных более чем 170 художниками в XVII – начале XX вв. Это одна из крупнейших коллекций подписных икон в России. Выставка подписной иконы проводится в Музее впервые и является плодом многолетнего научного исследования.

Икона традиционно анонимна, вплоть до XVII в. иконописцы свои произведения, как правило, не подписывали. Об авторстве отдельных из них мы узнаем лишь по сохранившимся записями в летописях, монастырских хрониках и иных документах. XVII столетие – переломная эпоха в русской истории, начало Нового времени и связанных с ним коренных преобразований, отразившихся в общественной жизни, культуре, религиозном сознании и, конечно, в искусстве. Появление новых тем, сюжетов, повышенный интерес к личности, человеку и его делам приводит к переосмыслению самого процесса художественного творчества. Икона постепенно обретает автора. Проводником новых идей становится Иконописная палата Оружейной палаты Московского Кремля, учрежденная в 1640 – 1642 гг.. Расцвет ее деятельности приходится на середину – вторую половину XVII в.

Новый иконописный язык, выработанный мастерами Оружейной палаты, в частности Симоном Ушаковым и Иосифом Владимировым, на долгое время определил приоритеты в иконописном творчестве Москвы и других центров. Несмотря на то, что в Ярославле, Костроме, Переяславле-Залесском существовали собственные сильные иконописные мастерские, все они в немалой степени вплоть до начала XVIII в. испытывали стилистическое влияние Московской школы.

В XIX в. подписывают свои произведения не только известные мастера, но и рядовые иконописцы. Появление рядом с именем заказчика имени художника уже не вызывает удивления. Однако, как и в предыдущую эпоху, основная масса икон остается «безымянной». Несмотря на обилие документов, письменных источников, воспоминаний, о многих иконописцах осталось крайне мало сведений, иногда только подпись на самой иконе.

На рубеже XIX – XX столетий особое место в иконописи занимают мастера знаменитых сел Владимирской губернии – Мстеры и Палеха, где долгое время сохранялись иконописные традиции, связанные с династиями мастеров, передававших знания и опыт из поколения в поколение. Владение техникой и рисунком, графичность, тщательность в деталях, миниатюрность письма – все это в эпоху динамичных изменений в церковном искусстве роднило мстерскую и палехскую икону со средневековой культурой. Работа мстерских и палехских мастеров получила признание в обеих столицах. Мстерские иконописцы Чириков, Дикарев, Гурьянов имели свои мастерские в Москве и носили звания придворных мастеров.

Выставка разделена на несколько разделов. В первом экспонируются иконы мастеров Оружейной палаты – К.И Уланова, Я.С Рокитина, П.Ф Билигдина, Т.И. Филатьева и др. Это произведения конца XVII – начала XVIII вв.: образы Богоматери, ветхозаветной Троицы, избранных святых. Работы иконописцев XVIII в., продолживших традиции предыдущего столетия, составляют второй раздел выставки. XVIII – XX вв. представлены живописными иконами, в том числе единственной дошедшей до нас иконой Корнея Пашковского «Святой Евставий Плакида в житии» (1786 г.), иконами «Богоматерь с младенцем» Т.А. Неффа (середина XIX в.), «Воскресение Христово» М.В. Нестерова (1922 г.). Дополняет экспозицию иконы мстерских и палехских иконописцев.

Выставка продлится до 26 февраля 2019 года

27 декабря 2018

Церковный календарь:

Четверг, 28 марта 2024 г. (15 марта ст.ст.)
Седмица 2-я Великого поста
Браковенчание не совершается.

Подписка на новости:

Мы вконтакте: