Церковь и современные технологии (продолжение)

Жан-Клод Ларше: Использование псевдонимов в Интернете способствует неуважению

Профессор, доктор Жан-Клод Ларше, один из известнейших авторов православного богословия и патрологии в наше время в своем выступлении на конференции «Электронные СМИ и православное пастырское душепопечение» рассказал об использовании псевдонима в православных дискуссионных форумах и на блогах.
Жан-Клод Ларше: Использование псевдонимов в Интернете способствует неуважению

Рассуждая о проблеме использования псевдонимов в интернете, доктор Жан-Клод Ларше отметил, что «анонимность позволяет всем высказывать свои точки зрения в любой области, даже если он не компетентен и не имеет признанного авторитета».

По мнению профессора, использование псевдонимов» способствует внесению страстей в эти выступления: гордости, тщеславию, осуждению в отношении других, агрессии во всех формах, неуважению, презрению и так далее».

Анонимность Интернета «способствует неуважению, несправедливым суждениям и оскорблениям по отношению к другим участникам», — добавил выступающий.

Доктор Жан-Клод Ларше также затронул проблему так называемого «троллинга».

«Тролль на языка веба означает человека, который, используя один или большее количество псевдонимов, участвует в дискуссии или в дебате, с тем, чтобы вызвать или искусственно подпитать противоречие и в целом подрывает баланс сообщества, о котором идет речь, иногда до такой степени, что дискуссия заканчивается. Тролль – это кто-то, кто не разделяет общей ориентации дискуссии, но надевает маску, использует различные стратегии с тем, чтобы его не идентифицировали. Это ложная наивность, различные псевдонимы, которые отражают различные идентичности в отношении национального происхождения, пола, возраста и так далее. В этом мы видим феномен лжи и обмана, которые несовместим с христианской этикой», — сказал профессор.

«Использование псевдонимов может являться проявлением скромности и смирения, но, что должна скрывать скромность, еще неизвестно. Напротив, очень часто присутствует гордость в желании, чтобы тебя считали чем-то большим, чем ты есть на самом деле», — заключил он.

По мнению профессора полезно и необходимо, «чтобы все православные форумы и блоги приняли этический кодекс, который требовал бы, чтобы все участники выступали в своем истинном качестве, и пример этому должны дать модераторы сайтов».

___________________________________________________________________________________

Владимир Легойда: Интернет может быть хорошим инструментом просвещения, но не средством спасения

Выступая на международной конференции «Электронные СМИ и православное пастырское душепопечение», председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда заявил, что в виртуальном пространстве христиане будут услышаны , если станут говорить о том, каким может стать человек, просвещенный светом Христовой веры.
Владимир Легойда: Интернет может быть хорошим инструментом просвещения, но не средством спасения

«Первое, мы должны быть в сети, потому что там уже присутствуют наши дети, второе, нас должно быть возможно там опознать и третье, мы должны сказать что-то такое, что заставит нашего виртуального собеседника отложить мобильное устройство и обратиться свой взор к окружающим и Церкви», ‑ пояснил представитель Церкви.

«Евангелие говорит нам не просто о том, насколько грешен человек, но о том, каким он может стать, если последует  Христу», ‑ добавил Владимир Легойда.

Говоря об угрозах развития технологий, председатель СИНФО напомнил, что идея прогресса, не являющаяся напрямую следствие или тем более целью христианской проповеди, но, тем не менее, фактом своего появления обязана христианскому представлению о стреле времени.

«В античности не было и не могло быть представления о линейности истории, но сейчас нам следует задуматься о конечной цели развития технологий», ‑ добавил он.

«Максимальное перенесение человека в киберпространство, разговоры о цифровой копии личности, о «цифровом бессмертии» – вызывают множество вопросов, являются своего рода «цифровым хилиазмом» XXI века», ‑ отметил Владимир Легойда.

«Да, виртуализация церковной жизни – объективный процесс, но интернет не спасительный инструмент. Следует помнить, что Евхаристия по определению непереносима в виртуальное пространство», ‑ заявил он.

«Интернету, как и телевизору и другим инструментам, – не место в иконном углу, даже если они помогают нам проповеди слова Божия», ‑ заключил представитель Церкви.

___________________________________________________________________________________

Елена Жосул: Православные Церкви должны ответить на вызовы, связанные с «информационной перегрузкой»

Православные Церкви должны ответить на вызовы, связанные с "информационной перегрузкой". На этом пути необходимо обращение к опыту Отцов Церкви, считает заведующая кафедрой журналистики и связей с общественностью Российского православного университета Елена Жосул.
Елена Жосул:  Православные Церкви должны ответить на вызовы, связанные с «информационной перегрузкой»
 В своем выступлении на Первой международной конференции «Электронные СМИ и православное пастырское душепопечение» Елена Жосул охарактеризовала существующую ситуацию в информационном пространстве как «информационную перегрузку». По словам Елены Жосул, из-за большого количества воспринимаемых данных ухудшается возможность человека концентрироваться. В отличие от многочасового поиска в архивах, поиск в Интернете может сводиться к нескольким минутам, однако такой «аутсорсинг поиска» ослабляет память и снижает способность критически анализировать окружающую действительность.

Выступающая процитировала писателя Умберто Эко: «Со временем Интернет может превратиться в заговор и стать разрушительным для человеческой цивилизации». На этот вызов необходим адекватный ответ со стороны Православных Церквей, считает она. «В нашей Церкви такая работа началась в рамках Межсоборного присутствия», — отметила Елена Жосул.

Она подчеркнула, что еще Екклесиаст предостерегал от того, что затем ученые назовут информационным взрывом: «Что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг — конца не будет, и много читать — утомительно для тела» (Еккл. 12:12). О том же впоследствии говорили Геракликт Эфесский, Сенека, французские энциклопедисты.

Рост количества информации в сети легко увидеть на примере количества ежемесячных пользователей сети Facebook. Если в 2008 году их было всего 100 млн, то сейчас — уже около 2 млрд.

«Если мы не хотим, чтобы виртуальная реальность стала пространством без Бога, то мы должны серьезно подумать, как Церковь может присутствовать в этой реальности более эффективно с точки зрения передачи миру и особенно молодежи своего послания», — напомнила Елена Жосул слова Святейшего Патрирха Кирилла.

«Нам нужно принять на себя часть информационной перегрузки», — полагает она. На этом пути она обозначила три этапа: осознание и признание проблемы, изучение посвященного ей святоотеческого наследия и Digital Detox [«цифровая детоксикация», сознательное ограничение пользования Интернетом], который все чаще становится для христиан частью их постовой дисциплины.

«Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими» (Мк. 13:35-36), — привела евангельскую цитату Елена Жосул.

___________________________________________________________________________________

Архимандрит Антоний (Стильянакис): Любое пастырское слово в интернете может быть одинаково сильным и результативным

Выступая на открытии «Первой международной конференции электронные СМИ и православное пастырское душепопечение», архимандрит Антоний (Стильянакис), врач, который с отличием закончил Медицинский факультет Фессалоникийского университета им. Аристотеля, представил свой доклад «Крупицы православного пасторского опыта двух десятилетий в сети».
Архимандрит Антоний (Стильянакис): Любое пастырское слово в интернете может быть одинаково сильным и результативным
 Архимандрит Антоний поделился своим опытом в работе с сайтом 1821.gr, где он отвечает на вопросы молодежи и родителей детей, как врач и духовное лицо.

«Центральную роль всегда играет ключевой человек, который является носителем пасторской заботы и знания», — отметил в свое выступлении архимандрит Антоний (Стильянакис).

«Я разместил свое резюме на сайте, чтобы пользователи могли ознакомиться, с кем они имеют дело», — добавил он.

Архимандрит Антоний добавил, что интернет-аудитория, как правило, требует быстрых ответов на свои вопросы.

«Даже если у нас есть небольшое резюме в конце текста, это всегда помогает пользователю. Также мы должны оценить личность, а также уровень духовности пользователя. Мы должны знать определенные демографические моменты, например, образовательный уровень, его возраст, его пол, а также посещает ли он церковь, молится ли он или она, держит ли пост и так далее», — сказал архимандрит Антоний.

«У нас есть виртуальная реальность в интернете. Но все-таки я бы отметил, что этой темой злоупотребляют. У каждого человека есть своя собственная виртуальная реальность, в которой он строит свои фантазии. Это зависит от его психологии, от его воспитания, от его знаний. Интернет часто сводит нас с темной стороной своей личности. Возможно, это связано с тем, что нас не видят, что это индивидуальный вопрос», — заключил выступающий, — «Мы должны понимать, что мы не ведем дело с каким-то простым пользователем, но с каким-то из братьев, у которого есть вопрос, который испытывает проблему, он ищет правду божью. Поэтому любое пастырское слово в интернете может быть одинаково сильным и результативным, как каждое слово, высказанное Церковью».

___________________________________________________________________________________

Митрополит Димитриадский Игнатий: Церковь нуждается в том, чтобы начать плодотворный диалог с современным миром

Цифровая технология стоит на службе демонстрации истины человеку, полагает митрополит Димитриадский Игнатий (Элладская Православная Церковь). На его взгляд, в основе православного отношения к электронным медиа должно находиться понятие личности как следствие триадологического учения Церкви.
Митрополит Димитриадский Игнатий: Церковь нуждается в том, чтобы начать плодотворный диалог с современным миром
 Об этом митрополит Игнатий рассказал в пятницу на Первой международной конференции «Электронные СМИ и православное пастырское душепопечение» в Афинах.

По его словам, «цифровая революция», происходящая по образцу промышленной революции XIX века, не только дает человеку новые возможности, но часто и создает новые потребности.

«Если бы христианство можно было понять как религию одной Священной Книги или Священного Предания с длительной историей, то, очевидно, Церковь нуждается в том, чтобы начать плодотворный диалог с современным миром», — подчеркнул архиерей.

«Для Церкви никакой прогресс не может рассматриваться с утилитарной точки зрения, но всегда должен служить существованию человека, — отметил он. — Наш Господь приобрел человеческую природу, стремясь повести человека по пути обожения».

Митрополит Игнатий назвал цифровые технологии «подходящим средством для пастырского служения», отметив, что свобода человека при этом не должна подвергаться сомнению.

Возглавляемая владыкой Игнатием Димитриадская митрополия создала в 2006 году в сотрудничестве с Богословским университетом Волоса электронную библиотеку, которая содержит духовную литературу на греческом, английском и других языках. «Она является, насколько нам известно, первой такой библиотекой во всем мире», — заметил иерарх.

___________________________________________________________________________________

Протоиерей Давид Шарашанидзе: Зависимость молодежи от Интернета сужает ее духовные горизонты, но нельзя запрещать компьютер

DSC_0030001-600x576

В Афинах началась крупнейшая богословская конференция, посвященная пастырству в свете цифровых технологий. Одно из первых выступлений — доклад протоиерея Давида Шарашанидзе (Грузия) «Эпоха новых технологий и ее вызовы».
Вызовам современного мира мы должны противопоставить новый подход к пастырскому служению с использованием новых технологий. Мы должны правильно диагностировать проблемы. Зависимость молодежи от Интернета сужает ее духовные горизонты. Это влияет даже на язык, усугубляет бедность словарного запаса. Молодые люди обнаруживают языковую несостоятельность в понимании духовного наследия Церкви. Это пастырская проблема, требующая решения.

Как обеспечить информационную безопасность при освоении детьми Интернета? Необходимо лимитировать время, проводимое за компьютером и в Интернете. Но нельзя полностью запрещать пользоваться технологиями, потому что это оторвет ребенка от его социальной среды. Родители должны учить работать за компьютером с пользой и не допускать интернет-зависимости.

В Церкви человек живет с памятью о воскресении Христа. Низкая самооценка, ежедневный стресс лишают человека покоя… Понятие мира в Церкви гораздо шире мирского состояния спокойствия. Речь идет не о случайном успокоении, а об онтологическом освобождении. И эти убеждения христианин может принести во внешний мир, ведь верующий человек смотрит на мир в контексте воскресения Христа.

Церковь может использовать формат форумов для миссионерства, сосредотачиваясь не только на богословских вопросах, но и на практических сторонах жизни — ведении хозяйства, семье, путешествиях, работе и так далее. Так «внешние» люди смогут приобщиться к духовному взгляду на жизнь.

___________________________________________________________________________________

Протоиерей Патрик О’Гради: Интернет не способен заменить непосредственное общение человека с Церковью

unnamed

Технологии удовлетворяют только насущные потребности человека и неспособны дать ему главное - общение с Богом, считает протоиерей Патрик О'Гради из американского штата Калифорния (Антиохийская Православная Церковь). На пути к Богу современные технологии могут носить только вспомогательный характер, утверждает он.

В своем выступлении на Первой международной конференции «Электронные СМИ и православное пастырское душепопечение» священник обратил внимание на то, что христианство использовало для проповеди все технологии, изобретаемые человечеством — римскую дорожную сеть, средневековую банковскую систему, механические часы в XIX веке, радио в XX веке. «Интернет-коммуникация предлагает новую арену для Церкви», — отметил оратор. При этом он подчеркнул, что технологии удовлетворяют только насущные потребности человека и неспособны дать ему главное — общение с Богом.

«Как говорит святой Максим Исповедник, Адам был голым в своей простоте, и не было у него никаких препятствий», — напомнил отец Патрик. По его словам, технологии имеют двоякий эффект: как автомобиль не только обеспечивает свободу передвижения, но и поощряет отчуждение между людьми, так и Интернет не только создает ощущение доверия, «глобальной деревни», но и становится источником зла, порнографии, насилия. В итоге человек может оказаться обессиленным физически и опустошенным морально.

В связи с этим отец Патрик напомнил об опасности подмены реальной человеческой личности искусственно созданным сетевым образом. «Скоропалительная фамильярность всегда поверхностна», — заметил священник, сославшись на слова аввы Дорофея о том, что хвастовство — «мать всего зла, нет большей проблемы».

«Мне не нравится термин «виртуальная реальность», потому что она и не виртуальна, и не реальна, — подчеркнул протоиерей О’Гради. — Человеческие отношения должны быть материальными, человек должен участвовать в них полностью. Отношения через Интернет могут нести только предварительный характер».

Понять, что происходит в душе человека, невозможно без непосредственного контакта в пространстве, будь то епитрахиль на исповеди, помазание или получение Святых Даров, полагает священнослужитель. «Конечно, я использую e-mail, Skype, сайты, но пастырскую заботу проявляю только через физический контакт, — отмечает он. — Вы не можете попросить о чем-то через телевизор: или вы должны прийти в храм, или священник должен прийти к вам домой».

Не одобряет отец Патрик и исповедь по телефону. «Можно таким образом рассказать о ваших прегрешениях, но исповедь — это Таинство, которое предполагает личную встречу», — заключил священник, напомнив, что воскресший Христос позволил апостолу Фоме дотронуться до Себя.

___________________________________________________________________________________

Протоиерей Живко Панев: Присутствие в Интернете должно быть ответственным

FR_jivko1 (1)

Выступление доцента Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже, и директора Французского православного портала orthodoxie.com протоиерея Живко Панева.

Будущее общения принадлежит сегодня Интернету. Но вклад цифровых технологий не может заменить непосредственного контакта, в котором участвуют все чувства человека. Поэтому необходимо рассуждение, осторожность.

Интернет является площадкой, где мы должны распространять христианскую проповедь сегодня.

Прежде всего, нужно сообщить. Сообщить как христианам, так и нехристианам, что такое Церковь, что происходит в Церкви. Хотя, информировать есть ни что иное, как интерпретировать события, это должно быть сделано на объективной основе (проверить источники), ответственно (знать, что информация представляет всю Церковь, а не только самого информирующего) и конструктивно (информация должна предложить пастырское видение и должна быть частью истории спасения , потому что только правда спасает).

Другим аспектом этой информации является язык, используемый в православных СМИ. Слишком часто сообщения и официальные речи церковных органов написаны в риторической стиле, с использованием стилистических и лексических форм, которые чуждыя современному читателю, всегда в спешащему, любящего простоту. Это особенно верно для Интернета!

Наконец, образовательный аспект: через Интернет вы можете создать или получить доступ к огромному массиву информации о Православии. Иногда сайты являются результатом индивидуальной инициативы или простых верующих духовенства, которые вкладывают свое время и навыки, иногда это является частью коммуникационной политики в образовательной структуре. Я должен приветствовать в этом смысле факультеты и семинарии Русской Православной Церкви, которые проделали отличную работу по размещению в сети богатства православного учения, причем не только на русском языке. Мы можем привести в пример сайт Московской Духовной Академии Bogoslov.ru, публикующий статьи также на греческом, немецком, английском и испанском языках. Этот пример также напоминает нам о финансовом аспекте коммуникации.

Эффективное общение на устойчивой основе требует финансовых ресурсов. Если в странах православной традиции у местных церквей есть финансы, необходимые для создания сайтов и оплаты журналистов и видеооператоров, ситуация совершенно иная в странах не-ортодоксальной традиции. Приведу пример: все, что мы вкладываем онлайн с 2005 года является продуктом волонтерской работы отца Кристофа Левалуа, вашего верного слуги, и двух сотрудников. Мы не получаем никакой помощи ни Грантов ни от церковных властей, ни от гражданских властей, ни во Франции, ни за рубежом. Мы внедрили онлайн-подписку на некоторые статьи и видео системы, но количество абонентов недостаточно для дальнейшего развития нашей работы. Православная Франция онлайн, как и все пользователи Интернета, не знают, что эта работа имеет свою цену и что бесплатный Интернет — мираж. Поэтому мы ищем решение.

Важным аспектом православного общения в сети является объединение людей, создание общин или просто воцерковление. Личные блоги с возможностью оставить комментарии, объявления, Facebook, Twitter, форумы и группы новостей являются каналами этого общения. Православные христиане там присутствуют, но их присутствие должно быть продуманным и ответственным. На наш взгляд, нужно создать тренинг «менеджеров православных сообществ», чтобы обеспечить общение в соответствии с этикой и принципами Церкви.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

12 мая 2015

Церковный календарь:

Суббота, 15 июня 2024 г. (2 июня ст.ст.)
Седмица 6-я по Пасхе
Браковенчание не совершается.

Подписка на новости:

Мы вконтакте: