ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ: НА ПОРОГЕ ПЕРЕМЕН
На своем последнем в 2016 году заседании Высший Церковный Совет принял два ключевых документа, которые определяют работу всех воскресных школ. Речь идет о новом «Положении о деятельности воскресных школ (групп) для детей Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации» и «Стандарте учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации». О том, что стоит за этими изменениями и как это повлияет на работу воскресных школ, мы поговорили с курировавшим подготовку этих документов в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации координатором рабочей группы для изучения и выработки подходов к формированию учебных пособий для воскресных школ иеромонахом Геннадием (Войтишко).
Отец Геннадий, признаюсь, весьма неожиданная новость. Чем было вызвано такое решение, да и сама необходимость изменения нормативной базы деятельности воскресных школ?
Тут несколько причин. Прежде всего хотел бы сказать, что за последние 25 лет воскресные школы сделали гигантский шаг в своем развитии. Мы прошли важный этап жизни Церкви, когда, не имея ранее опыта создания документов такого уровня, как Стандарт, мы не толь ко его создали, но и провели его апробацию, оценили возможности воскресных школ, вывели их работу на существенно более высокий уровень.
Вместе с тем мониторинг показал, что назрели качественные изменения в их деятельности. И та нормативная база, которая регламентировала деятельность воскресных школ, нуждалась в корректировке.
Изначальная идея, когда принимался впервые Стандарт, была в том, чтобы построить систему воскресных школ по модели общеобразовательных. Что я имею в виду? И там и здесь предлагались линейка учебных дисциплин, жесткие требования к организационным формам и техническому оснащению, а также кадровому потенциалу, академический подход к наполнению учебных занятий, подготовка немалого по количеству книг комплекта учебников. К слову сказать, если суммировать все книги, которые должны были составлять Единый учебно-методический комплект для воскресных школ, их насчитывалось бы свыше 40.
Это очень много.
Да. И все эти курсы должны были быть обязательными для изучения. Мониторинг показал, что для многих воскресных школ предъявляемые требования оказались неподъемными. И в большом своем числе воскресные школы Стандарт, скажем так аккуратно, соблюдали с массой оговорок. Если для начального этапа заложенные требования и траектория развития были стимулирующими, то далее – скорее сдерживающим фактором. Да удалось в разы поднять учебную составляющую воскресных школ. Но основная задача Церкви ведь не в том, чтобы «накачать головы» детей суммой знаний, а помочь им органично войти в жизнь Церкви, найти в ней свое место. И в конце концов помочь построить живые отношения живого человека с Живым Богом.
И в этом смысле модель общеобразовательной школы будет явно недостаточной. Воскресная школа должна стать формой передачи опыта веры от старшего поколения младшему и тем, кто только первые шаги делает в церкви. Причем происходит эта передача преимущественно в живой церковной общине. Значит, и воскресная школа — это по сути своей еще и форма попечения приходской общины о своих детях.
В июне 2015 года Святейший Патриарх Кирилл дал поручение проработать подходы к корректировке деятельности воскресных школ и формированию единой учебно-методической базы.
Для этой цели была сформирована специальная рабочая группа. Ее предложения и наработки глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовкский и Новочеркасский Меркурий представил на рассмотрение священноначалия на заседании высшего церковного совета 9сентября 2015 года. первым этапом предстоящей работы являлась корректировка нормативной базы: Положения о деятельности воскресных школ и стандарта учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах. Практически на каждом заседании Высшего церковного совета уделялось серьезное внимание ходу работ.
Корректировка этих документов требовалась еще и в связи с требованиями государственных контролирующих органов. По сути, в определенный момент они начали трактовать деятельность воскресных школ как образовательную (собственно, и Стандарт, и Положение в существовавшем тогда виде давали полное основание так считать), а значит, внимание! подлежащей государственному лицензированию. Образовательная деятельность без лицензии в России — деяние наказуемое. И для того, чтобы устранить возникшую проблему, потребовалось оперативное внесение поправок как в Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (что в итоге и было сделано в середине 2015 года), так и в нормативную базу Церкви.
Получается работа над обоими документами велась полтора года?..
Положение и Стандарт претерпели восемь редакций. Свои замечания и предложения вносили практически все синодальные ведомства, высшие учебные заведения церкви, представители педагогического и учебного сообщества. Все это обобщалось, что-то принималось, что-то мотивированно отклонялось. И каждый раз документы серьезнейшим образом обсуждались на заседаниях высшего церковного совета. И затем были приняты. Далее их должен рассмотреть и утвердить священный синод.
В чем суть изменений в этих документах?
По итогам проделанной работы была скорректирована их структура. Они стали компактными, более ясными в изложении, логически лучше структурированными, с четко разграниченными сферами применения. Положение регламентирует организационные принципы работы воскресных школ, Стандарт – содержание и объем их деятельности.
Были также актуализированы цели и задачи деятельности воскресных школ как в контексте государственных нормативных актов, так и в контексте богословской, исторической и правовой традиции Русской Православной Церкви.
Из документов исключены все положения, позволявшие трактовать деятельность воскресных школ как образовательных организаций, в том числе и дополнительного образования. Это касается также промежуточной и итоговой аттестации, сдачи зачетных и экзаменационных испытаний.
Положение и Стандарт претерпел восемь редакций. Свои замечания и предложения вносили практически все синодальные ведомства, высшие учебные заведения Церкви, представители педагогического и экспертного сообщества. Все это обобщалось, что-то принималось, что-то мотивированно отклонялось. И каждый раз документы серьезнейшим образом обсуждались на заседаниях Высшего Церковного Совета. И затем были приняты. Далее их должен рассмотреть и утвердить Священный Синод.
Исключен такой вид воскресных школ, как школы, имеющие юридическое лицо (в связи с изменением законодательства). Деятельность церковных организаций дополнительного образования «Духовно-нравственные центры» предложено регулировать в соответствии с отдельным приказом СОРОиК, в рамках Положения о конфессиональной аттестации и выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви образовательным организациям с религиозным компонентом.
В этом же контексте исключено деление учебного процесса на ступени (дошкольную, начальную, основную, дополнительную). Вместо них определены возрастные категории, которые также были уточнены. Отмечу, что впервые вынесены в отдельную возрастную группу подростки 14-17 лет.
Кроме того, что воскресные школы не должны выглядеть как образовательные организации, есть ли еще причины, по которым ступени обучения исключены из Стандарта, а вместо них занятия ориентированы на возрастные группы?
Понимаете, учебный процесс в воскресной школе носит нелинейный характер, как это есть в общеобразовательной школе. В обычной школе ребенок приходит в первый класс и далее поступательно движется к выпуску в одиннадцатом. Причем, он не может не учиться, он обязан пройти весь курс обучения последовательно, с первого по выпускной классы. Таковы требования закона. В воскресной школе все не совсем так. Посещение воскресной школы абсолютно добровольно. И дети приходят на занятия практически в любом возрасте. и с совершенно разным уровнем подготовки. Так происходит по самым разным причинам. Одна из основных в том, что семья этого ребенка сама только начала посещать храм, поэтому и их чаду родители хотели бы дать основы веры. Но это одна из многих возможных ситуаций. Бывает так, что дети сами начинают (причем не только в старших классах) интересоваться православием. Приходят в церковь, хотят в чем-то для себя разобраться.
Так вот. Дети могут придти в любом возрасте, с любым уровнем подготовки. А это значит, что программа воскресных школ должна быть так построена, чтобы ребенок с любого возраста мог включиться в занятия. Поэтому новый Стандарт предлагает не линейную программу обучения, как в обычной школе, а построенную по принципу концентрических кругов. В основе такого подхода — учет психологического развития ребенка, способность в его возрасте воспринимать ту или иную информацию. А значит, должна быть и возможность дать на соответствующем уровне его развития базу для вхождения в жизнь Церкви и его духовного развития. Для тех детей, кто уже занимался в воскресной школе, это будет не просто повторением пройденного, а углубление в суть обсуждаемых понятий. Таким образом, можно увидеть, что курсы для все более старших возрастов в воскресной школе становятся насыщеннее по своему содержанию, а логика их изложения исходит из возрастных особенностей.
Наша задача упростить работу воскресных школ. Поэтому остается всего две их формы. Собственно говоря, сама воскресная школа (без каких-то бы ни было оценок и помещений, санузлов и прочего, что было в предыдущей версии документов). И воскресная группа. Единственным критерием их различия будет являться количество посещающих занятия. До 10 воспитанников – это воскресная группа, свыше 10 – воскресная школа.
Каким образом теперь выглядят эти возрастные категории?
Их четыре. Первая – дети в возрасте 5-7 лет; вторая – дети в возрасте 8-10 лет; третья – дети в возрасте 11-13 лет; четвертая — дети в возрасте 14-17 лет (старший подростковый возраст)
Это жестко фиксированная градация?
Нет. Воскресным школам предоставлено право незначительно корректировать возрастные категории воспитанников в соответствии с текущими условиями. Кроме того; и я хочу обратить на это внимание, воскресным школам в рамках конкретной возрастной категории предоставлено право самостоятельно определять темп и порядок прохождения курсов в рамках Стандарта, в связи с чем сетка часов учебного плана Стандартом не регламентируется. Что это означает? Скажем, в возрастной категории 8-10 лет Стандарт предлагает курс «Основы Закона Божия»
в объеме 42 занятий. Кстати, в окончательной редакции мы ушли от понятия академических часов, чтобы не возникало путаницы, а указываем количество занятий, рекомендуя для каждого из возрастов адекватную_им продолжительность. Так вот, воскресная школа, с учетом своих возможностей, состава групп детей, может эти занятия провести за 1 год, а может распределить их и на 2 года и на 3. То, как лучше поступить, лучше всего будет знать не кто-то в центре, а конкретные педагоги на местах. И мы не должны их сковывать в их работе.
Вы сказали, что теперь «Духовно-нравственные центры» не относятся к формам воскресных школ. В рамках действовавшей нормативной базы было три типа воскресных школ: воскресная группа, воскресная школа и упомянутые «Духовно-нравственные центры». Что будет теперь, структура как-то усложнится?
Напротив. Наша задача упростить работу воскресных школ. Поэтому остается всего две их формы. Собственно говоря, сама воскресная школа (без каких бы то ни было оценок их помещений, санузлов и прочего, что было в предыдущей версии документов). И воскресная группа. Единственным критерием их различения будет являться количество посещающих занятия. До 10 воспитанников — это воскресная группа, свыше 10 — воскресная школа. Очевидно, если воспитанников в школе крайне мало, то сложно выстраивать какие-то жесткие рамки курсов. Необходимо быть максимально гибкими в возможностях проведения занятий. И Стандарт для этого открывает все возможности. Поэтому воскресные группы будут руководствоваться Стандартом, при этом самостоятельно определять возрастные категории воспитанников, объем содержания и результаты деятельности, принимая во внимание в_этой части положения Стандарта. Вот и все требования.
Давайте поговорим о содержании учебных предметов воскресных школ.
Мы не называем их предметами. Это курсы занятий.
Хорошо. Что они из себя будут представлять? Что воспитанники воскресных школ будут изучать? Много ли здесь изменений?
Корректировке был подвергнут объем содержания учебно-воспитательной деятельности: объемы курсов, знаниевых и понятийных требований, предметных планов занятий, почасовой нагрузки — при сохранении в основе своей ранее разработанной тематике.
Могли бы привести какой-то пример?
Некоторые объемы курсов не только нам, но и многим другим экспертам показались чрезмерно завышенными. Судите сами: курс церковнославянского языка был рассчитан на 84 занятия. Это чуть ли не семинарский объем. Не уверен, что дети должны изучать семинарский курс. В итоге, он был сокращен до 34. Должен сказать, что немало педагогов и авторов пособий уже сейчас ориентируются на эту цифру.
Кроме того, учитывая неоднородность возможностей воскресных школ, в обновленной редакции Стандарта все преподаваемые дисциплины было предложено разделить на две группы: 1-ая – обязательный минимум и 2-я — факультативные курсы (желательные, но не обязательные). Причем такое разделение прописано для всех возрастных категорий. В окончательной редакции было решено оставить в Стандарте только обязательный минимум. А вот из дополнительных курсов будет сформирован реестр прошедших экспертизу программ и курсов, который будет доступен на официальном сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Воскресная школа сможет вести любой из этих дополнительных курсов по своему желанию и с учетом своих возможностей.
Какие курсы будут обязательными?
Для детей 5-7 лет — «Введение в Закон Божий» в объеме 28 занятий. Для детей 8-10 лет — «Ветхий Завет» в объеме 28 занятий; «Новый Завет» в объеме 28 занятий; «Богослужение и устройство православного храма» в объеме 28 занятий; «Основы Закона Божия» в объеме 42 занятий; «Церковнославянский язык» в объеме 34 занятий. Для детей 11-13 лет — «Священное Писание: Ветхий Завет» в объеме 28 занятий; «Священное Писание: Новый Завет» в объеме 42 занятий; «Основы православного вероучения» в объеме 42 занятий; «Православное богослужение» в объеме 28 занятий.
Повторюсь, поскольку это считаю важным, воскресные школы могут сами определять темп прохождения курсов в зависимости от своих возможностей.
Даются ли в Стандарте рекомендации, как проводить занятия? Ведь в самом начале нашего разговора вы подчеркнули, что задача воскресных школ не «накачать голову суммой знаний», а способствовать приобщению к жизни церкви, а от того, как будут проводиться эти занятия, будет зависеть, получится ли достигнуть этой цели.
Стандарт — это регламентирующий документ общего плана. Тому как организовать занятия каждого из курсов для каждой из возрастных категорий, мы планируем уделить серьезное внимание в другом документе, к подготовке которого мы приглашаем экспертов — педагогов, психологов, опытных священников. И этот документ станет фактически техническим заданием для издателей учебных пособий и авторов курсов. Только после его подготовки мы сможем вести речь о каких-либо учебных пособиях для воскресных школ. По самым оптимистичным оценкам, на это у нас уйдет не менее 9 месяцев.
Что касается самого Стандарта, то в нем отдельно обращается внимание на то, что все занятия в воскресной школе должны осуществляться в формах, направленных на приобщение к литургической, молитвенной, аскетической жизни Церкви, выражающейся, прежде всего, в участии в литургической жизни конкретной православной общины, таинствах, церковных праздниках, и развитие интереса к ней.
Занятия, связанные с изучением богослужения, Священного Писания (при бесспорной важности изложения теоретических основ), должны носить практико-ориентированный характер (например: в формате евангельских встреч/групп, иных формах совместного чтения и обсуждения с детьми и подростками Священного Писания, творений Святых Отцов, богослужебных текстов в доступной детям форме, соответствующей их возрасту).
Ну и кроме того, занятия в воскресной школе должны помогать воспитанникам осознать личную ответственность за Церковь, приходскую общину, раскрывать перед ними возможные формы служения в Церкви и приобщать к ним детей (например через организацию школы алтарников, групп милосердия, детского/молодежного хора, иных форм активного участия в миссионерской и социальной работе).
Стандарт — это регламентирующий документ общего плана. Тому, как организовать занятия каждого из курсов для каждой из возрастных категорий, мы планируем уделить серьезное внимание в другом документе, к подготовке которого мы приглашаем экспертов — педагогов, психологов, опытных священников. И этот документ станет фактически техническим заданием для издателей учебных пособий и авторов курсов.
Говоря о формах занятий, в Стандарте подчеркивается важным использование возможностей досуговой деятельности воспитанников, таких как встречи, конкурсы, творческие выставки, ремесла, паломничества, походы, театральные постановки и спектакли, интеллектуальные игры, викторины, краеведение, занятия спортом итак далее.
Важные смысложизненные ценности, навыки нравственного поведения дети легко усваивают через игру, поэтому неотъемлемой частью работы с воспитанниками является включение в процесс наставления в вере игровых элементов (особенно для детей 5-6 и 7-11 лет).
Занятия в воскресной школе должны помочь воспитанникам (и прежде всего подросткам) иметь устойчивые основания перед вызовами современного секуляризма, острие которого направлено прежде всего на разрушение традиционных семейных ценностей, на нивелирование ценности жизни и грубое игнорирование проблем биоэтики. Эти вопросы должны в полной мере найти свое отражение в деятельности воскресных школ — как на просветительском уровне, так и в качестве возможной формы служения детей, подростков, юношей и девушек (в меру своей доступности в том или ином возрасте).
Занятия в воскресной школе должны помочь воспитанникам (и прежде всего подросткам) иметь устойчивые основания перед вызовами современного секуляризма, острие которого направлено прежде всего на разрушение традиционных семейных ценностей, на нивелирование ценности жизни и грубое игнорирование проблем биоэтики.
При этом, как видно из того, что вы сказали ранее, перечислив обязательные дисциплины, среди них вы не упомянули курс «Основы христианской нравственности», бывший в предыдущей версии Стандарта.
Основы христианской нравственности должны закладываться не в какой-то отдельной дисциплине, а в рамках каждого из изучаемых курсов. Какой смысл христианину изучать Священное Писание, если оно не будет для него прямым руководством к действию, если хотите, Кодексом нравственной жизни?! Особенно, если мы обратим внимание на Нагорную проповедь Христа. Кстати, обязательный курс «Основы Закона Божия» основан практически полностью на вдумчивом изучении как ветхозаветных Заповедей, так и новозаветных на примере детального разбора Нагорной проповеди.
Курс же «Основы христианской нравственности» никуда не пропал, он лишь перенесен в реестр дополнительных, которые воскресные школы могут проводить по желанию.
Недавно закончилась аттестация воскресных школ. Она проводилась в рамках действовавшей нормативной базы. После введения в действие новых документов будет новая аттестация?
В этом нет никакой срочной необходимости. Аттестация, которая, надо сказать, была проведена впервые в Церкви, дает нам в первом приближении общий срез состояния воскресных школ, соответствующий текущему отрезку времени. Нам предстоит его еще внимательно изучить. Кстати сказать, именно необходимость подготовки к аттестации заставила во многих регионах привести деятельность воскресных школ в более-менее надлежащий вид. Но мониторинг деятельности воскресных школ в оперативном режиме мы будем продолжать и далее.
Что касается самих изменений в Стандарте, то я не могу исключить возможности того, что некоторые корректировки нам придется вносить в этот документ и далее, в рабочем порядке, с учетом требований времени. Это нормальная практика для образовательной сферы.
Насколько я понимаю, корректировкой Стандарта и Положения работа по совершенствованию деятельности воскресных школ не ограничена?
Верно. Детальная проработка требований к формам и методам работы в воскресных школах применительно к каждому из курсов в рамках Стандарта потребует разработки соответствующего документа. Цель его еще и в том, чтобы дать техническое задание методистам и авторам-разработчикам курсов. Безусловно, и сама работа по подготовке этого документа существенно более трудоемкая, чем корректировка Стандарта.
Затем потребуется разработка примерных программ по каждому из курсов. А также определенный период на их апробацию, равно как и пособий к ним.
Далее будет необходима разработка методик, их преподавания. А отсюда вытекает и; необходимость обучения этим методикам педагогов воскресных школ и повышения квалификации.
Уже сейчас Синодальный отдел, разрабатывая подходы к программам повышения квалификации работников воскресных школ, исходит из необходимости включения в курс подготовки приходских катехизаторов, которые, вероятнее всего, и будут работать в ВШ, основ педагогики, возрастной психологии и методики преподавания.
Ну и в дополнение к общим требованиям Стандарта будут подготовлены Квалификационные требования к работникам воскресных школ.
Масштабный фронт задач…
Да, это так. Могу лишь повторить то, что председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий сказал в одном из своих выступлений на Высшем Церковном Совете: «Ни одна из Поместных Церквей не решала задачи столь масштабного уровня в области приходского образования за всю свою историю».
Безусловно, в этом огромная заслуга Святейшего Патриарха Кирилла, который постоянно держит этот вопрос в фокусе своего внимания.
Мы благодарны всем, кто принимал участие в подготовке новых документов для воскресных школ. Прежде всего, Его Святейшеству за отеческое наставление и руководство, а также представителям синодальных структур и общецерковных учебных заведений, экспертам — педагогам, психологам, практикам.
Позволю выразить скромную надежду, что к работе по дальнейшему совершенствованию методической базы воскресных школ подключится еще больше специалистов-практиков из многих епархий нашей Церкви.
Большое спасибо за столь обстоятельный разговор.
Беседовал Вадим Комиссаренко
Церковный календарь:
Седмица 17-я по Пятидесятнице
Подписка на новости:
Мы вконтакте: