- Главная
- Публикации
- От Нерона до Константина: почему римские императоры преследовали христиан?
От Нерона до Константина: почему римские императоры преследовали христиан?
Христиан преследовали иудеи, которые не признавали Христа как обещанного Мессию. Римские императоры считали христиан иудейской сектой, а простолюдины — членами тайного общества, которые едят младенцев, колдуют, устраивают оргии, христиан обвиняли и в природных катаклизмах. Власть видела в христианах врагов государства, которые идут против воли императора, а значит, являются потенциальными предателями и бунтовщиками. Так продолжалось 300 лет, пока к власти не пришел император Константин.
Гонение при императоре Нероне (64–68)
Причина — сильный пожар в Риме в 64 году, в нем обвиняли самого императора. Чтобы отвести подозрения от себя, Нерон назначил виновными христиан. С законодательной точки зрения христиане оказались «в вакууме» — они перестали подчинятся иудейскому законодательству и законам Римской империи, которая официально была языческой. Христиан стали считать врагами общества и государства.
Христиан преследовали в самом Риме и его окрестностях. Открыто исповедующих христианство прибивали к крестам, бросали на съедение диким зверям, сжигали, чтобы освещать город по ночам. По Преданию, именно в этот период апостола Петра распяли вниз головой, а апостолу Павлу отрубили голову.
При императоре Домициане (96)
Гонение началось в последние месяцы пятнадцатилетнего правления императора, который был подозрительным тираном. Он проводил жесткую финансовую политику и обложил дополнительным налогом иудеев и тех, кто скрывал свое происхождение. К последним относили христиан. В этот раз гонения не ограничились Римом и дошли до провинций.
Среди пострадавших был епископ Пергама Антипа, апостола Иоанна Богослова сослали на остров Патмос.
При императоре Траяне (98–117)
Траян составил юридическое основание для преследования христиан. Все началось с его наместника Плиния Младшего, который в своих письмах императору обвинял христиан просто в принадлежности к незнакомой религии: «Я не сомневался, что в чем бы они ни признались, их следовало наказать за непреклонную закостенелость и упрямство». Император одобрил действия наместника, но государство не искало христиан целенаправленно для наказания.
Среди пострадавших был священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский.
При императоре Адриане (117–138)
Император постановил судить христиан по закону и не обращать внимание на призывы толпы убивать непонятных для них христиан. Исключение — если только обвинитель может доказать вину христианина на суде. Казалось, что закон даже защищает христиан, но на практике казни исключительно за веру продолжались. Например, был убит Римский Папа святитель Телесфор. Также церковное Предание говорит о мученичестве Веры, Надежды, Любови и их матери Софии.
При императоре Антонине Пии (138–161)
Формально продолжалась политика императора Адриана, но христиан часто судили за исповедание их веры под натиском невежественного народа, который в любом катаклизме или неудачах винил христиан. Власть шла на уступки, так как христиан становилось больше и они перестали считаться маргинальной сектой. Правительство опасалось христиан как вольнодумцев и бунтовщиков, исповедующих неофициальную религию, которая угрожала традиционной культуре римлян.
В этот период пострадал священномученик Поликарп Смирнский.
При императоре Марке Аврелии (161–180)
Юридически ничего для христиан не поменялось. Но гонений на христиан становилось все больше, причем они инициировались простолюдинами, которые буквально «охотились» на христиан, грабя и убивая. Когда же для разбирательства приезжал императорский наместник, всех христиан прятали в тюрьмы и на суде добивались от них либо отказа от веры, либо убивали. Сам император считал стойкость христиан глупым упрямством.
При императоре Коммоде (180–192)
Относительно спокойные времена для христиан — император мало интересовался политикой. Даже при дворе стали появляться христиане. В провинции действовали с оглядкой на столицу, но порой крайне дико. Так в Африке пострадали 12 христиан, отказавшиеся перед проконсулом принести жертву богам.
При императоре Септимии Севере (193–211)
Под страхом наказания запретил переход в иудейство и христианство, поэтому гонения затрагивали в основном новообращенных христиан или даже тех, кто еще только собирался креститься.
При императоре Александре Севере (222–235)
Император лояльно относился к христианам и даже хотел построить храм в честь Христа и сделать Его одним из богов. Но Предание говорит, что в его правление пострадали святая Татиана, мученица Мартина. В результате восстания легионеров императора Александра убили, а солдаты сами назначили следующего правителя.
При императоре Максимине Фракийце (235–238)
Выбран солдатами взамен убитого ими императора Александра Севера. Максимин ненавидел предшественника и заодно всех его придворных, многие из которых были христианами. Итог — недолгое гонение, которое затронуло в основном клириков, обвиненных в обучении христианству.
В этот период пострадали Папа Понтиан, священномученик Ипполит Римский и Папа Антер.
При императоре Деции (249–251)
Считал христиан опасными для государства, которое к тому времени переживало кризис. Чтобы сплотить нацию, император устроил по всей империи обязательные жертвоприношения, которые выявили множество христиан. Также жертвоприношение расценивалось как присяга на верность императору. Не отрекавшихся от веры жестоко мучили, убивали или долгое время держали в тюрьмах.
Самые известные мученики этого периода: Папа Фабиан, епископ Никон Тавроменийский и 199 его учеников, мученица Агафия, мученик Парамон Вифинский с 370 мучениками. Также предание говорит о 7 спящих Эфесских отроках.
При императоре Валериане (253–260)
Император вначале нормально относился к христианам, но затем попал под влияние своего приближенного Макрина, последователя восточных культов и врага христиан. Издал два эдикта против верующих.
Первый эдикт предписывал принести жертву богам всем епископам Церкви. За отказ — ссылка. Также запрещалось собираться для молитвы или на кладбищах.
Второй эдикт предписывал казнить клириков за отказ приносить жертву, знатных христиан лишать имущества и, если упирались, — казнить. Государственных чиновников и их родственников -—лишать имущества и отправлять на принудительные работы.
В этот период пострадало огромное количество христиан. Среди них: Папа Сикст II с диаконами Лаврентием, Фелициссимом и Агапитом, диаконы Ипполит, Ириней.
Период мира (260–302)
В 260 году императора Валериана взяли в плен персы, и к власти пришел его сын, который терпимо относился к Церкви и даже разрешил собираться христианам для молитвы. Но это не означало, что христианство стало разрешенной религией — в это период все равно были мученики.
«Великое гонение» императора Диоклетиана (303–313)
Первые 18 лет правления Диоклетиана проходили благоприятно для христиан — они даже занимали государственные должности и освобождались от обязательного жертвоприношения богам. Более того, его жена и дочь также были христианками. Жестокие гонения начал его соправитель — цезарь Галерий, который после удачного военного похода на персов решил «вычистить» ряды армии от христиан. Он казнил множество воинов.
Переломный момент наступил во время жертвоприношения, когда главный жрец объявил, что невозможно узнать результаты гаданий из-за присутствия христиан. Император разгневался и приказал, чтобы всем во дворце вплоть до слуг принесли жертву богам, отказавшихся велел выпороть плетьми. Затем приказ распространился на всех солдат империи. Отказавшихся изгоняли со службы. Окружение императора (в том числе Галерий) подстрекало его к открытым гонениям, но Диоклетиан ограничился эдиктом об уничтожении христианских книг и храмов, лишении христиан званий и привилегий.
Масштабные гонения начались после пожаров в императорском дворце, в которых обвинили христиан. С этого момента они снова стали врагами государства, которых за отказ отречься от своей веры мучили и убивали. Среди них Папа Римский Маркеллин, великомученица Анастасия Узорешительница, великомученик Георгий Победоносец, мученик Андрей Стратилат. В 304 году император издал эдикт, обязующий всех христиан империи принести жертву богам, за отказ — смерть. В 305 году Диоклетиан отрекся от власти.
При императоре Галерии (293–311)
Галерий принял власть после отречения императора Диоклетиана и правил Востоком. Вместе со своим племянником, цезарем Максимином Дазой, он продолжили гонения. Среди пострадавших: великомученик Димитрий Солунский, Адриан и Наталия Никомидийские, бессребреники Кир и Иоанн, великомученик Феодор Тирон. В конце жизни именно император Галерий, непримиримый враг христиан, издал первый в истории империи эдикт, который сделал христианство «дозволенной религией». Случилось это в 311 году, когда его поразило неизлечимое заболевание.
При императоре Максимине Дазе (305–313)
Несмотря на эдикт императора Галерия о признании христианства, Максимин возобновил гонения, тайно подговаривал язычников изгонять христиан из городов и всячески старался дискредитировать христиан и Христа.
Из пострадавших: епископ Сильван Эмесский, епископ Мефодий Патарский, Порфирий Стратилат и 200 воинов в Александрии. В 313 году под давлением императора Константина прекратил гонение на христиан.
При императоре Лицинии (308–324)
Разделил правление Римской империей с императором Константином. В 313 году императоры провозгласили знаменитый Миланский эдикт, который предоставлял свободу исповедания христианства. Несмотря на это, в 320 году по непонятным причинам начал гонение на подвластном ему Востоке империи. Среди прочих пострадали: великомученик Феодор Стратилат, мученик Евстафий Анкирский, епископ Василий Амасийский, Фока Вертоградарь, 40 Севастийских мучеников. Гонение прекратилось в 324 году, когда император Константин разбил армию Лициния, а его низложил.
При императоре Юлиане Отступнике (361–363)
Последний гонитель христиан в Римской империи. Безуспешно пытался возродить язычество и не мог открыто преследовать христиан, но постоянно ущемлял их в правах и поддерживал еретиков, создавая нестабильность в Церкви. На Востоке империи во время его правления проходили антихристианские погромы.
Святой император Константин I Великий (306-337)
Первый император после Диоклетиана, который самостоятельно правил всей Римской империей. Сделал христианство государственной религией и перенес столицу империи из Рима в Константинополь (Стамбул, Турция). За свои труды в пользу Церкви причислен к лику святых.
https://foma.ru/
Читайте также:
- 13-летие возвращения храма Преображения Господня в Лесном
- «Крик души о беспамятстве поколения». Протоиерей Георгий Митрофанов — о том, почему надо смотреть фильм «Француз»
- Патриарх Тихон и Церковь в ХХ веке. Лекция протоиерея Георгия Митрофанова.
- Службы Великого поста в 2022 году
- «ВИВАТ, РОССИЯ!» Беседа с писателем Константином Ковалевым-Случевским, лауреатом Патриаршей литературной премии
Церковный календарь:
Седмица 22-я по Пятидесятнице
Браковенчание не совершается.
Подписка на новости:
Мы вконтакте: